Подготовила Древс Ольга магистратура, 1 курс
Современные проблемы образования и пути их решения Проблемы Пути решения Несоответствие качества образования современным требованиям Прагматическая ориентация образования в ущерб развитию личности Недостаточная доступность качественного образования для широких масс населения Новая философия опережающего обучения: -фундаментализация образования; - интеграция естественно-научного и гуманитарного образования; -инновационное обучение Развивающее образование: -гуманистическая ориентация; - гибкое проблемное обучение; -креативные информационные технологии Информационная поддержка образования: -дистанционное обучение; -доступные базы данных; -телекоммуникационные технологии
Характерные черты зарубежной высшей школы развитых стран Открытость Тесное взаимодействие вузов с наукой и производством Высокий уровень знаний Высокий профессионализм преподавателей Ориентация вузовского содержания на новейшие достижения научно-технического прогресса.
Основные тенденции развития мирового образовательного пространства Углубление межгосударственного сотрудничества в области образования Демократизация образования, выражающаяся в повсеместной ориентации большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех Гуманитаризация и гуманизация высшего профессионального образования Компьютеризация и информатизация высшего профессионального образования Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической формы интеграции науки, образования и производства Распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов
Регулирование процесса развития мирового образовательного пространства Организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Организация была создана 16 ноября 1945 г. и ее штаб-квартира располагается в Париже, во Франции, и состав организации входит 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера, активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования
Основные направления деятельности ЮНЕСКО Создание условий для расширения сотрудничества народов в области образовании, науки и культуры Обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека Вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования Исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны Прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции систем образования стран мира Пропаганда принятых конвенций и рекомендаций Сбор и систематизация отчетов государств о состоянии образования, выработка необходимых рекомендаций
Болонский процесс. Интеграция высшего образования России в европейское образовательное пространство В мае 1998 г. на праздновании 800-летнего юбилея Сорбонского университета министры образования четырех стран: Франции, Италии, Германии и Великобритании подписали «Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Год спустя идеи, сформулированные в данном документе, были развиты в Болонской декларации. 19 июня 1999 г. В Балонье министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонской декларации – реализация Европейского пространства высшего образования, в основе которого лежит институциональная автономия, академическая свобода, равные возможности и демократические принципы. 20 сентября 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась Россия.
Ключевые позиции Болонского процесса 1. Создание единой схемы получения высшего образования 2. Повышение качества высшего образования 3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы 4. Расширение мобильности 5. Обеспечение трудоустройства выпускников 6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования
Реализация Россией основных направлений Болонского процесса
Сравнение показателей России в 2009 г. со средними показателями всех стран-участниц
Основные принципы реформирования отечественной образовательной системы принципы реформирования Многоуровневое обучение Непрерывность Индивидуализа ция Информати зация Фундаментализа ция Многовариатив ность Стандартизация Диверсификация Дифференциация Гуманитариза ция Гуманизация Демократиза ция
Современные тенденции реформирования отечественной высшей школы 1. Усиление приоритетности научно-инновационной составляющей деятельности вузов появление образовательных учреждений нового типа 2. Усиление децентрализации государственного управления и регулирования повышение автономности вузов, развитие механизмов, форм, структуры общественного участия в управлении образованием 3. Усиление конкуренции среди вузов на фоне демографического спада 4. Появление и развитие негосударственного сектора в системе ВПО усиление внимания к проблемам контроля качества образовательных услуг 5. Трансформация философии и технологии образования
Источники: Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии // Вопросы образования 2010, 3. С. 6 Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе? // Вопросы образования 2010, 3. С. 102 Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс с. Николаев Д.В., Суслова Д.В. Россия в Болонском процессе //Вопросы образования 2010, 1. С. 6 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА с.