ЯЗЫК-РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ. СВЯЗЬ ЯЗЫКА С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДА. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЯЗЫКОВ.
Основная функция языка- коммуникативная Язык- достояние коллектива Посредством языка люди выражают свои мысли, чувства, желания С помощью языка люди передают, принимают,накапливают информацию
Как язык складывался и развивался? Стихийно, так как связан с развитием общества История языка изучает фонетические,лексические, грамматические свидетельства связи племён и народов
Основной метод изучения- сравнительно-исторический Например, в русском и других славянских языках сохраняется живая память об основном занятии др. славянских племён- земледелии,хлебопашестве. РОЖЬ, ПШЕНО, ПШЕНИЦА, ЖИТО Почему?
ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ПРАЯЗЫК ПРАСЛАВЯНСКИЙ (ОБЩЕСЛАВЯНСКИЙ ) ЯЗЫК ВОСТОЧНО- СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК ЗАПАДНО- СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК ЮЖНО- СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК Русский Украинский Белорусский Польский Чешский Словацкий Болгарский Македонский Словенский
Расширение контактов, хозяйственных связей между племенами ведут к взаимодействию их языков Процессы распадения языка на различающиеся, хотя и родственные Процессы сближения различных языков, замена одним В реальной истории языков эти процессы сочетаются и переплетаются постоянно
Название рожь по происхождению праславянское. Оно имеет соответствия в некоторых сканди- навских языках, то есть у северных соседей сла- вян.Корень этого слова есть и в глаголах родить, рожать, и в сущ. урожай. У наших предков было ещё название для ржи. Этот злак называли житом. Здесь тот же корень, что в глаголе жить, ведь хлеб для древних земледель- цев- основа жизни.
Надо сказать, что в финских языках есть целый ряд заимствований из древнерусского языка в далёкую дописьменную эпоху. Ср., например, в эстонском языке такие слова, как raamat- «книга» (ср. русск. грамота), aken- «окно», puud- «пуд», sool- «соль», redis- «редис». Эти заимство- вания объясняются тем, что восточные славяне, расселяясь по территории Руси, сталкивались с финскими племенами, жившими в то время на этой территории.
С возникновением классов на смену племенам приходят народности. С возникновением письма формируются письменные языки, но не у всех народностей. У многих народностей языком литературы и деловой переписки является чужой язык- язык завоевателей, авторитетной религии. В средневековой Европе языком науки, религии, литературы была латынь, а на Ближнем Востоке – арабский язык. Постепенно повсюду возникла письменность на родном языке.
Особенности языковых отношений в Древней Руси. Языком церкви и церковной литературы был церковнославянский. В силу близости родственных славянских языков церковнославянский не был совершенно непонятным, мог восприниматься как разновидность «своего»
Следовательно, это обеспечивало возможность взаимодействия между ним и языком народ- ным. Церковнославянский текст произносился на русский лад, а вместе с тем и русский язык испытывал глубокое влияние церковно- славянского. Сфера взаимо- действия
Возникли литературные тексты, соединившие в себе черты народного русского и церковно- славянского языков. Древнерусский язык – язык «Слова о полку Игореве», язык летописей- формировался как своеобразный синтез этих двух начал.
Развитие наций и национальных языков обусловило рост международных связей, языковых контактов. Следовательно, происходит заимствование лексических единиц.
Заимствования могут быть Прямыми Опосредованными, то есть заимствованием заимствованного слова. Например, в русском языке есть заимствования из немецкого (бундестаг), а есть заимствования через посредство польского языка (рынок польское rynek немецкое Ring)
Какие же элементы заимствуются? Существительные Другие самостоятельные части речи Устойчивые сочетания(тет-а-тет –из французского) В о всех языках мира наблюдается рост общих элементов-интернационализмов, активно используются интернациональ- ные элементы слов(био-, теле-, аква-). !
Выводы Очевидно, что изменения в языке связаны с исторической судьбой народа, с его материальной и духовной культурой Язык отвечает на влияние общества, так как происходят различные изменения в его структуре
Домашнее задание:стр.53-57,вопросы, Упр.4 письменно Спасибо за внимание