РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЕГО СУЩНОСТЬ К уроку «Житие протопопа Аввакума» в контексте времени» 1
Царь Алексей Михайлович Длительная кровавая Смута в начале века, массовые выступления горожан и крестьян: волнения в Новгороде и Пскове, Медный бунт, восстание Степана Разина – все эти события ознаменовали собой начало правления в России новой династии Романовых, и особенно беспокойное царствование Алексея Михайловича – «Тишайшего». Постепенная утрата церковью былого авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы 2
А.Иванов. Во времена раскола К середине XVII в. в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским. В 1652 г. новым патриархом стал Никон. Именно он провел реформу: крещение не двумя, а тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, книги и обряды исправлены по византийским образцам. 3
Получив власть над верующими Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Царь перестал посещать патриарший Успенский Собор Обиженный патриарх отказал царю в благословении и заявив о сложении патриарших полномочий удалился в Новоиерусалимский монастырь. Патриарх Никон. 4
Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник. (19 век). В 1666 г. царь пригласил в Москву четырех восточных патриархов и устроил суд над Никоном. Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил и противников реформы и передали их лидеров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви. 5
Сопротивление никонианским начинаниям возникло сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654 году. Первоначально движение староверов было немногочисленным, ограничиваясь всего несколькими сотнями ревнителей старой веры. Среди них были протопоп Аввакум, священноинок Епифаний, дьякон Федор, Иван Неронов, соловецкие монахи. Именно эти немногочисленные сторонники старых обрядов противостояли объединенным силам церкви и государства. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум. В 1682 г. он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу. 6 Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра к.17 в.
Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских и духовных властей. Примкнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф. П. Морозова, ее сестра Е. П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти. 7
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Энциклопедия для детей. Т.9,РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА часть 1,М. «Аванта+», Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. – М. «Молодая гвардия», lesson-histori.narod.ru web.ru/feb/avvakum 8