Рассказ «Бирюк» Художественные особенности. Роль пейзажа. Урок по литературе в 7 классе
Цели урока: Показать художественные особенности рассказа; раскрыть роль пейзажа; дать понятие о конфликте в художественном произведении.
1. Пейзаж.Художественные средства. Гроза надвигалась – метафора, олицетворение. Огромная лиловая туча –что это? – простые прилагательные, но в них умение увидеть цвет. Надо мною и мне навстречу неслись длинные, длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. 2Из грозы появляется мужик. Лесник – леший.Когда мы увидим лесника? В свете молний. Избушку тоже увидим в свете молний.Чего ожидаешь от такого начала? Чего-то фантастического, особенно после Гоголя. (Вспомните роль цвета-света в «Страшной мести».) А что мы видим? Убожество, бедность.
Пересказ «Бирюк»
Пересказ «Мужик»
Пересказ ученика «Описание избы»
Понятие конфликта Конфликт – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия. Разрешение конфликта ведет к развязке.
Итоги урока: Чем же заканчивается рассказ? Кто же из героев стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? В чем смысл названия рассказа?
Работа с портретом И.С. Тургенева Каким вы видите писателя? Что вы можете сказать о творческой личности писателя?
Автор работы: Учитель русского языка и литературы Дубинкина А.Н.