« Первая любовь – та же революция : однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение …»
Как справиться с сердечной болезнью ? Как одолеть печаль ? Что такое безответная любовь ? Как первому сказать люблю ? Как перенести страдания отвергнутой любви ? Как не упустить своё счастье ? Как справиться с сердечной болезнью ? Как одолеть печаль ? Что такое безответная любовь ? Как первому сказать люблю ? Как перенести страдания отвергнутой любви ? Как не упустить своё счастье ?
В центре внимания автора – жизнь души и сердца человека. Поэтому жанр произведения – психологическая повесть.
От греч.: psyche – душа и logos – слово ( душа в слове ). Изображение в литературе внутреннего мира персонажа. Выделяют два типа психологизма : - прямой, открытый, - косвенный, скрытый.
ПРЯМОЙ, ОТКРЫТЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ КОСВЕННЫЙ, СКРЫТЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ Прямая авторская характеристика Самохарактеристика героя Монолог героя, исповедь Внутренняя речь героя Характеристика другими персонажами Психологический портрет Психологический пейзаж Несобственно - прямая речь ( передача в речи оттенков настроения, интонации, намёки, недоговорённости ) Жесты, мимика Действия
Ключевые слова : таинство чувства волшебство испытание странность смена настроения пейзаж души окрыление любовью жажда счастья отповедь Ключевые слова : таинство чувства волшебство испытание странность смена настроения пейзаж души окрыление любовью жажда счастья отповедь
Пейзажная миниатюра во II главе – выражение романтического настроения героя. Мы отмечаем его обострённое внимание к прекрасному и возвышенное настроение. Состояние души Н. Н. после первого дня : разнеженность сладким томлением, ожидание счастья. Пейзажная миниатюра во II главе – выражение романтического настроения героя. Мы отмечаем его обострённое внимание к прекрасному и возвышенное настроение. Состояние души Н. Н. после первого дня : разнеженность сладким томлением, ожидание счастья.
« Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно ; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом : казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен ». Иллюстрация В. М. Зельдес к повести И. С. Тургенева " Ася ". Грицкова Ольга. Иллюстрации к повести И. С. Тургенева " Ася "
1. Ожидание счастья, готовность любить. 2. Интерес к Асе, « сладостные томления беспредметные и бесконечные ожидания », « Я чувствовал себя счастливым ». 3. Неприязнь к Асе, досада, смутное беспокойство, тревога, ревнивые подозрения. 4. Неясные тёмные силы ворвались в сознание героя, невозможность с ними совладать : стихия. « Мертвенная тяжесть », жгучая волна, тоска по Родине – раздражение. 5. Любопытство, досада на загадочное поведение Аси. 6. Появление равновесия (« сладость »), доверие, сближение. 7. Окрыление любовью, жажда счастья. 1. Ожидание счастья, готовность любить. 2. Интерес к Асе, « сладостные томления беспредметные и бесконечные ожидания », « Я чувствовал себя счастливым ». 3. Неприязнь к Асе, досада, смутное беспокойство, тревога, ревнивые подозрения. 4. Неясные тёмные силы ворвались в сознание героя, невозможность с ними совладать : стихия. « Мертвенная тяжесть », жгучая волна, тоска по Родине – раздражение. 5. Любопытство, досада на загадочное поведение Аси. 6. Появление равновесия (« сладость »), доверие, сближение. 7. Окрыление любовью, жажда счастья.
1. Какие события описаны в главе ? 2. В каком состоянии шёл на свидание с Асей Н. Н.? 3. В чём Н. Н. обвиняет Асю ? В чём хочет себя оправдать ? 4. Как Ася ведёт себя во время отповеди ? 5. Найдите в главе примеры, как жесты, мимика, интонации помогают читателю понять душевное состояние героев. 6. Выделите лексические ряды, помогающие понять душевное состояние Аси и Н. Н. 7. Любил ли Н. Н. Асю ? Как вы оцениваете его поведение вовремя свидания ? 8. А как оценивает его Тургенев ? 9. Насколько важна эта глава в раскрытии идеи повести : « У счастья нет завтрашнего дня … у него есть настоящее – и то не день, а мгновение »? 10. Почему не состоялось счастье героев ? 1. Какие события описаны в главе ? 2. В каком состоянии шёл на свидание с Асей Н. Н.? 3. В чём Н. Н. обвиняет Асю ? В чём хочет себя оправдать ? 4. Как Ася ведёт себя во время отповеди ? 5. Найдите в главе примеры, как жесты, мимика, интонации помогают читателю понять душевное состояние героев. 6. Выделите лексические ряды, помогающие понять душевное состояние Аси и Н. Н. 7. Любил ли Н. Н. Асю ? Как вы оцениваете его поведение вовремя свидания ? 8. А как оценивает его Тургенев ? 9. Насколько важна эта глава в раскрытии идеи повести : « У счастья нет завтрашнего дня … у него есть настоящее – и то не день, а мгновение »? 10. Почему не состоялось счастье героев ?