«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и странному просторечию, сначала презренному»
Отказ от принудительной связи стиля с темой и жанром произведения. Создание единого национального русского языка на основе слияния разговорного литературного языка и народного языка. Сочетание разговорного и книжного стилей, книжной и разговорной речи
Основа для национального языка – народное поэтическое творчество. «Нет сомнения., что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш народный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути,, проложенному его именем (И.С.Тургенев). «…язык создаётся народом. Деление на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами. Первый, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как нужно обрабатывать его»(М.Горький).
1.создание литературы, подлинно национальной, великой, играющей огромную роль в истории мировой литературы, традиции которой подхватили Лермонтов, Гоголь, затем – Тургенев, Л.Толстой. 2.Огромная заслуга – развитие критического реализма в русской литературе, по пути которого пошло развитие всей русской литературы, занявшей своё полноправное место в мировом литературном процессе.
3.Тесная связь творчества А.С.Пушкина с историческими и социальными процессами в стране. Вольнолюбивая лирика, отражающая мировоззрение декабристов, призывающая к высоким общественным идеалам (« К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность», «Арион»). Мысли о взаимоотношении народа и власти («Борис Годунов»). 4.Создание нового героя – определённого литературного типа («Евгений Онегин»). 5.Обогащение художественного языка поэзии и жанровой специфики произведений («онегинская строфа», роман в стихах).
Пушкину «одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделёнными целыми столетиями и более, а именно: установить язык и создать литературу,» - писал И.С.Тургенев. По словам В.Г.Белинского «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них своё суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».