Сидорова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 277 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга
«Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно» И.С.Тургенев Федор Иванович Тютчев
Вспомните, какие стихотворения Ф.И.Тютчева вы читали. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и игря, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит… Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!
После южной природы Германии и Италии, где Тютчев прожил 22 г., поэт словно по- новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано 6 июня 1849 года по дороге в село Овстуг, имение, куда он иногда приезжал.
Словарная работа (толкование слов) Как вы понимаете значение следующих слов: «нива», «окаймить», «смятение», «сиянье». Толковый словарь Ожегова Нива – обработанное поле, пашня, посевы Окаймить (кайма) – очертить Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога… Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать.
Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы? Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра, дальний гром. В какое время года мы застаём мир тютчевского стихотворения? Это начало лета. Что помогает нам понять это? Летит пыль, зеленые нивы. Плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля принахмурилась. Теплый ветер несет с собой запах дождя
«Зеленеющие нивы зеленее под грозой» (цветовой образ усиливается) Яркая молния освещает своим блеском поля. Вот мы слышим не далекие раскаты грома, а «все сердитей и смелей» Какие смысловые оттенки несет существительное от глагола «сиять»? Сиять – распространять свет, блеск, торжество. Как передаются в стихотворении ощущения, настроение? От неуверенности, смятения до радости
Найдите средства выразительности, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца. Олицетворения «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит». Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий». Метафоры «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула ».
В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой? Перечитайте строки : Ветр а тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой... И р аскаты гр омовые Всё сердитей и смелей
Какие чувства испытал поэт, наблюдая поединок в природе? Восторг, упоение при созерцании стихии, восхищение ее мощью, красотой. Что хотел сказать поэт читателю своим стихотворением? Природа – это единство земли и небесных сфер. Природа – это грозная стихия с живой душой.
Домашнее задание ( по выбору): Написать мини-сочинение на тему: «Моя гроза», используя художественные средства выразительности. Зарисовка: представьте, что вы летний цветок, ожидающий живительного дождя. Нарисуйте иллюстрацию к любимому стихотворению Ф.И.Тютчева.(Какие строчки этого стихотворения соответствуют вашему рисунку? )
Словарный диктант с творческим заданием 1.Гром…(весенний, первый) молнией…(синей), пламень…(летучий), раскаты…(громовые), племя…(легкое), перлы…(дождевые) 2.Что означает данное определение. Привести пример такого средства выразительности из стихотворения Тютчева a)«образное, художественное определение, выраженное прилагательным или наречием» (Эпитет – «дивная пора», «хрустальный день»... b)«наделение чертами, чувствами, мыслями живого существа природы, предметов» (Олицетворение – воды «гласят», «весна в окно стучится») c)«оборот речи, состоящий в употреблении слова в переносном смысле на основе сходства формы, цвета предметов» (Метафора – «вихрем пыль летит», «в сиянье потонуло»
Литература 1. Скатов Н.Н. Русские поэты природы.М., Соловьев Вл. О поэзии Тютчева. М., Лазаренко Г.П. Тютчев в школе. М., 2003