6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа», Владимирская область, Суздальский район, с. Новое,
Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. В. Луговской
Стихотворение местного поэта и композитора В.М. Карпова «Суздальский вальс» Есть на земле уголок. Там, у далеких дорог, Там, среди русских берез Край, где родился и рос. Край этот сердцу мил, и каждый из нас решил, Что навсегда влюблен в Суздальский наш район. Здесь мой родительский дом, Где у старинных икон Яркие свечи горят Память святую хранят. Я за тебя помолюсь Милая, добрая Русь, За край, где мы с вами живем, За Суздальский наш район!
Костюмированная сценка «Бабушка и внук» Внук: - А где Люба? Бабушка: - По батожья ушла. Внук: - По что? Бабушка: - Ну, по столбцы. Внук: - По что? По что? Бабушка: - По стебни. Внук: - Не понимаю … Бабушка: - Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель! Общеупотребительное слово: щавель Необщеупотребительные слова: батожья, столбцы, стебни.
Тема урока: Диалектизмы. Диалектизмы это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Как можно выяснить лексическое значение диалектизмов? Где они используются?
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» «Толковый словарь живого великорусского языка» – дело всей жизни В.И.Даля. В словаре содержится около слов.
А.И. Солженицын «Матренин двор» В августе 1956 года возвратился из ссылки в Центральную Россию. Жил в деревне Мильцево (почтовое отделение Торфопродукт Курловского района Владимирской области), преподавал математику в Мезиновской средней школе.
Проредилась их обвершка – верх ворот обветшал Связью – дом и двор объединены Мосты – сени Горница – отдельный сруб без печи Подполье– яма под полом для хранения овощей, Подклеть – нижний нежилой этаж дома Теперича – теперь, Любота – красота Бывает – может быть Дуель – метель Летось – в прошлом году
Семанти ческие Фонети ческие Морфоло гические Лекси ческие Слово обра зователь ные Типы диалектизмов Типы диалектизмов
Рефлексия. Письменно ответьте на 2 любых вопроса. Что я узнал о диалектизмах? Мне было трудно… Мне понравилось/ не понравилось… Мои размышления…
Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»
Домашнее задание: изучить карту говоров ; выписать из толкового словаря диалектные слова разных наречий ( по 5 -7 слов). северное наречие (зеленый цвет), среднерусские говоры (желтый цвет) южное наречие (красный цвет)
Литература Букринская И.А., Голубева Н.Л. Язык русской деревни/Школьный диалектологический атлас. Пособие для общеобразовательных учреждений. ОА «Аспект Пресс», Солженицын А.И. Малое собрание сочинений в 7 томах Рассказы, том 2. Инком НВ, Москва,1991. Булатов М.А, Порудоминский В.И. «Собирал человек слова» Изд. «Детская литература», М,1969. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М: Айрис-Пресс,2002.