ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.
Из истории русского делового письма. Русская официально- деловая письменная речь имеет многовековые традиции и глубокие исторические корни. Знакомство с её историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официально- деловых отношений, выявить особенности национальной культуры русского делового письма, его интернациональные свойства.
Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Х веке в Древнерусском государстве практиковалось составление официальных документов. В этот период в основном документируются правовые отношения, создаются также документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения.
Накопление опыта официально-делового письма выражалось в появлении устойчивых образцов обращений и завершений в текстах документов, формуляров, т. е. устойчивых типовых форм отдельных наиболее распространенных документов, из которых составлялись своеобразные пособия по делопроизводству – «формулярники». В этот период складывались традиции русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов. Отдельные норы работы с документами находили закрепление в законодательстве. Таким образом, вырабатываемые практикой традиции постепенно становились нормами обычия, закладывая основу будущей системы делопроизводства.
При приказном делопроизводстве официально-деловое письмо приобрело уже такие важные признаки документа, как устойчивые текстовые формулировки, определенное расположение материала, устойчивые информационные элементы. Документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались указанием автора и адресата; челобитные и отписки начинались с обращения. При обращении к великому князю служилые люди подписывались холопами, посадские люди и крестьяне- сиротами; духовные лица- богомольцами.В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где была она написана. ПРИКАЗНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.
Генеральный регламент, утвержденный Петром I в1720г., ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа- коллегий. этим законодательным актом делопроизводственная деятельность окончательно закрепляется за самостоятельным подразделением- канцелярией. В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов. Официально-деловая письменная речь пополнилась значительным кол-вом новых слов и терминов иноязычного происхождения, что объясняется стремлением Петра I приблизить русское официально- деловое письмо к западным образцам.Изменения претерпевает и форма документов.Самостоятельным элементом формуляра становится наименование документа. КОЛЛЕЖСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.
В начале XIX века в недрах коллежской системы зародилась новая система управления – министерская, просуществовавшая до начала XX века. Ее главная особенность- единоначалие, придавала системе управления гибкость и оперативность. Законодательным актом «общее учреждение министерств», изданным в 1811г., вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов до их архивного хранения. НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.
XIX век отмечен появлением обширной делопроизводственной литературы, в частности, письмовников- сборников образцов документов, а также научных исследований в области русского официального- делового письма. Большое теоретическое значение в этот период имели работы работы Н. В. Варадинова. Говоря о цели теоретических исследований в этой области, он отмечал, что «… издание однообразных форм деловых бумаг и теоретических … правил будет, может быть, иметь следствием введение единообразия, а с тем вместе и упрощение делопроизводства нашего…»
К предмету теоретического делопроизводства Н. В. Варадинов относил «наружные свойства» деловых бумаг, такие, например, как титулы и формулы обращения к разным особам, части деловой бумаги (формуляр документа ), порядок написания текста,а также выделял разные типы деловых бумаг с точки зрения их внешней формы.
НОВЫЙ ПОРЯДОК ИЗЛОЖЕНИЯ ДЕЛА В ФОРМЕ КРАТКОЙ ЗАПИСИ. С течением времени (примерно к середине XIX века) сложился новый порядок изложения дела в форме краткой записи- изложения только самого существа вопроса. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым распоряжением реквизитов. Состав реквизитов бланка и их расположение было практически таким же, как и в современных документах.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЯЗЫКОВЫМ ФОРМАМ ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОГО ПИСЬМА Советский период российской истории связан с заменой существовавшего государственного аппарата. Остро встал вопрос о приведении делопроизводства в соответствие с вновь создавшимися госструктурами, о выработке новых требований к языковым формам официально- делового письма. При всём разнообразии видов и форм документов, реально циркулирующих в советских учреждениях, продолжали оставаться неупорядоченными по форме и содержанию потоки документации.
К концу 20-х гг. встала проблема их унификация и стандартизации. Государственным институтом техники управления (ИТУ), образованным в 1926 г., был создан Кабинет стандартизации, который разработал стандарты служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений и др.
Общие правила документации и документооборота. Важным этапом в развитии проблем делопроизводства является проект «Общих правил документации и документооборота» (1931 г.). В нём аккумулирован передовой практический опыт, накопленный к этому времени различными ведомствами и организациями, обобщёны исследования отечественных и зарубежных учёных.
«ОБЩИЕ ПРАВИЛА.» Предполагалось ввести «Общие правила» в качестве типовых и единых для всех учреждений. Однако «Правила» не были окончательно доработаны и утверждены. ИТУ ликвидировали в апреле 1932 г.
Рост интереса к проблемам управления и его документационного обеспечения отмечается в 60-е гг. Однако по сравнению с мировыми достижениями в области информационных технологий, кибернетики, математических методов управления в отечественной науке наметилось отставание, которое выявилось особенно остро в е гг.
Тем не менее в практике унификации и стандарти зации документов были достигнуты большие результаты: созданы Единая государственная система документации (ЕГСД), общесоюзные классификаторы, изданы ГОСТы на управленческие документы, унифицированные системы документации (УСД)
Авторы Единой государственной системы документации обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную технологию выполнения управленческих операций и их документирования. Однако элементы новых информационных технологий в ЕГСД представлены не были. Этот пробел отчасти восполнен в новой редакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной в 1988 г. ГСДОУ.
Развитие бизнеса и коммерции в последнее десятилетие XX века в нашей стране в значительной мере изменило не только форму, но и содержание делового общения, в том числе письменного, потребовало создания новых типов деловой корреспонденции (резюме), речевых моделей, уместных в новых ситуациях общения. Сегодня увеличивается и количество поводов для составления и отправления деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции. Всё это, однако, не предполагает отказа от богатейшего опыта письменной деловой речи, накопленного предыдущими поколениями. В НАШЕ ВРЕМЯ,