Журнал «Современник» в 1860-е годы Лекция 5. История русской журналистики XVIII – XIX вв.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Гессель Т.И.. Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год.
Advertisements

Журналы и газеты конца XIX – начала XX веков История русской журналистики XIX в.
Русская литература во второй половине 19 века. Исторические события: смена престола (Александр II) 1855; Крымская война ; отмена крепостного.
Либерально-западническая и славянофильская журналистика 1860-х годов История русской журналистики XIX века.
Николай Алексеевич Некрасов – русский революционно - демократический поэт.
Обзор литературы второй половины ХIХ века 1.Общественно-политическая и культурно- историческая обстановка в России. 2.Особенности развития литературы и.
Николай Алексеевич Некрасов -поэт, прозаик, критик, классик русской литературы. Родился года в Немирове, Подольской области. Отец – Алексей Сергеевич.
Образ Катерины Кабановой в оценке русской критики. Ключевые понятия: дискуссия, полемика, оппонент, тезис, аргументы, суждение, критический разбор.
Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 16. Творчество.
Презентация "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"
Аполло́н Никола́евич Ма́йков ( ) Подготовил ученик 5Б класса Гордиенко Павел.
Лев Николаевич Толстой стал свидетелем следующих исторических событий Дата Историческое событие 1837 Год смерти А.С.Пушкина Год смерти А.С.Пушкина 1841.
Характеристика литературного процесса г.г. 19 века Новикова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 имени В.Т. Степанченко.
Чернышевский Николай Гаврилович. Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов, Ро ссийская империя 17 (29) октября 1889, там же) русский.
Тема урока: «Я лиру посвятил народу своему…» (Страницы жизни и творчества Н.А.Некрасова) Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу.
( ). В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником "Отечественных Записок", сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним.
Характеристика литературного процесса г.г. 19 века.
ЖИЗНЬ И ТВОЧЕСТВО ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО.
Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области (Украина). Детские годы.
Транксрипт:

Журнал «Современник» в 1860-е годы Лекция 5. История русской журналистики XVIII – XIX вв.

Журнал «Современник» в 1860-е годы Содержание лекции Участие в журнале Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Критические выступления Чернышевского, расхождение с либералами. Деятельность Н.А. Добролюбова в «Современнике». Роль Добролюбова, Чернышевского, Некрасова в журнале. Разногласия внутри редакции журнала. Заключение «Обязательского соглашения» Некрасова с сотрудниками «Современника». Сатирический отдел «Современника» «Свисток». Последние годы существования «Современника» ( ): приостановка издания, арест Чернышевского, смерть Добролюбова. Редакция возобновленного «Современника», участие в журнале Салтыкова-Щедрина. Содержание и направление журнала, взаимоотношения с цензурой, запрещение издания. Н.А. Некрасов – журналист, издатель и редактор.

Журнал «Современник» в 1860-е годы Основная литература: учебники и учебные пособия Есин Б.И. История русской журналистики ( ). М., Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. проф. А.В. Западова. 3-е изд. М., История русской журналистики XVIII-XIX веков: Учебник / Под ред. Л.П. Громовой. СПб., Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Т.2. Л., 1965.

Журнал «Современник» в 1860-е годы Дополнительная литература Ворошилов В.В. История журналистики России. СПБ., Евгеньев-Максимов В.Е., Тихенгаузен Г.Ф. Последние годы «Современника» ( ). Л., Евгеньев-Максимов В.Е. «Современник» при Чернышевском и Добролюбове. Л., Жданов В. Жизнь Некрасова. М, Ивлев Д.Д. История русской журналистики XVIII-начала XX в. М., Мостовская Н.Н. И.С. Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX века. Л, Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., Скатов Н. Некрасов. М., Соловьев Г. Эстетические взгляды Н.А. Добролюбова. М., Тургенев и круг «Современника». Л., MCMXXX Из века в век. Из истории русской журналистики / Под ред. проф. Б.И. Есина. М., 2002.

Журнал «Современник» в 1860-е годы Тексты Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. М., Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года. // Собр. соч.: В 9 т. М.-Л., Т. 4. С Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Там же. С Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? // Там же. Т.6. С Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъезда // Полн. собр. соч.: в 12 т. М., Т. 2. С Некрасов Н.А. Поэт и гражданин // Там же. С Некрасов Н.А. Отрывки из путевых записок графа Гаранского // Там же. Т. 1. С Некрасов Н.А. Родина // Там же. С Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendes vous // Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 5. С Чернышевский Н.Г. Г. Чичерин как публицист // Там же. С Чернышевский Н.Г. Полемические красоты (коллекция вторая) // Там же. Т. 7. С Чернышевский Н.Г. Барским крестьянам от их доброжелателей поклон // Там же. С Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? // Там же. С Тексты Добролюбова, Некрасова и Чернышевского также в хрестоматиях: История русской журналистики: Хрестоматия / Сост. Б.И. Есин. М., Русская журналистика XVIII-XIX веков. Тексты. М., Электронный ресурс - раздел «Библиотека».

«Современник» в х годах Создан в 1836 году А.С. Пушкиным С 1847 года перешел к Некрасову и Панаеву В период «мрачного семилетия» потерял остроту, перешел на позиции «чистого искусства». Большинство сотрудников – либералы. В 1860-е годы становится центром пропаганды идей демократической революции, занимает центральное место среди подцензурных революционно- демократических изданий России. Новое направление придала «Современнику» редакция, в состав которой вошли Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович ( ) Родился в семье священника, учился в Саратовской духовной семинарии ( ), окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета (1850). В преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии. В 1853 переехал в Петербург, сотрудничал в «Отечественных записках» и «Современнике» В 1855 защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» В 1862 арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости год - в «Современнике» напечатан роман "Что делать?" ( ). В 1864 осужден на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири. После обряда гражданской казни (19 мая 1864) был отправлен в Нерчинскую каторгу, в 1871 по отбытии срока каторжных работ поселён в Вилюйском остроге С 1883 разрешено жить в Астрахани

Мировоззрение Чернышевского В основном сложилось в студенческие годы под влиянием русской крепостнической действительности и событий революций в Европе. На формирование взглядов оказали воздействие: классики немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма (Г. Гегель, Л. Фейербах, Д. Рикардо, Ш. Фурье и др.) работы В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Ко времени окончания университета Чернышевский - убеждённый демократ, революционер, социалист и материалист.

Чернышевский – сотрудник «Современника» Некрасов привлек Чернышевского к сотрудничеству и отдал ему отдел критики и библиографии. В 1854 году Чернышевский печатался почти в каждом номере журнала, поместил до 20 рецензий, статью «Об искренности в критике» и два обзора «Иностранные известия». Первые статьи – рецензии на произведения Авдеева, Е. Тур, Островского.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836 – 1861) Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии ( ). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. В 1856 познакомился с Н.Г. Чернышевским, затем с Н.А. Некрасовым. С 1857 начал постоянную работу в "Современнике". Статьи: «Что такое обломовщина?» «Темное царство», «Луч света в тёмном царстве» «Когда же придет настоящий день?» и др. В мае 1860 по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулёза. Жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии. В июле 1861 вернулся на родину, не поправив здоровья.

Либералы и демократы в «Современнике» Либерально настроенные сотрудники: В.П. Боткин И.С. Тургенев А.В. Дружинин Л.Н. Толстой Д.В. Григорович А.А. Фет А. Майков Новая редакция «Современника»: Н.А. Некрасов Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов М.Е. Салтыков-Щедрин Н. Успенский В.С.Курочкин М.А. Антонович Г.З. Елисеев Н.В.Шелгунов

Редакция «Современника» в 1856 г.

Обострение отношений между старой и новой редакцией 1855 год: полемика вокруг диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» 1856 год: «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского («Современник») и «Критика гоголевского периода русской литературы и наше к ней отношение» Дружинина («Библиотека для чтения») Конец 1856 года – «Обязательское соглашение» Некрасова с Толстым, Тургеневым, Островским и Григоровичем об исключительном сотрудничестве в «Современнике» Из редакции «Современника» выходят Л. Толстой (1858), Фет и Майков (1859), Тургенев и Григорович (1860).

Тираж «Современника» 1860-х

Характер и принципы построения журнала при новой редакции «Современника» До 1859 года журнал делился на 5 разделов: 1) словесность 2) наука и искусство 3) критика 4) библиография 5) смесь. После на 2 части: 1) беллетристические и статьи на научные темы; 2) материалы, имеющие непосредственное отношение к текущей жизни общества. С 1859 года появляются статьи, озаглавленные "Политика". В 1860 году появляется новый отдел «Внутреннее обозрение» (Елисеев). Журнал из литературного превратился в общественно- политический и литературный. Ведущими темами «Современника» становятся: крестьянский вопрос, полемика с либерально-монархическими изданиями, обсуждение крестьянской реформы 1861 года.

«Свисток» - сатирический отдел «Современника» Создатель «Свистка» - Н.А. Добролюбов: об интересе к сатире свидетельствует его опыт выпуска рукописной газеты «Слухи» (1855 год, Педагогический институт) первая статья в «Современнике» - «Русская сатира в век Екатерины». В отделе принимали участие Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, братья Жемчужниковы, Алексей Толстой

Идейное содержание «Свистка» Тесно связан с публицистикой «Современника». Фельетоны, сатирические куплеты, стихотворные пародии отмечены настоящей политической остротой, посвящены злободневным вопросам. Главные темы: борьба с либерализмом критика социально-политического строя России высмеивание «чистой поэзии».

Псевдонимы участников «Свистка» Добролюбов: «Конрад Лилиеншвагер» «Яков Хам» «Аполлон Капелькин» Братья Жемчужниковы и Алексей Толстой – «Козьма Прутков» Этим псевдонимом был подписан цикл остроумных и злых пародий на произведения так называемой «чистой поэзии».

Последние годы существования «Современника» (январь 1863 – май 1866) В ноябре 1861 года умер Добролюбов В июне 1862 года "Современник" приостановлен на 8 месяцев за вредное направление 7 июля 1862 года арестован и заключен в Петропавловскую крепость Чернышевский Журнал был возобновлен с 1 января 1863 года Из старой редакции остался один Некрасов. Новые имена - Елисеев, Антонович, Пыпин, Салтыков-Щедрин и с 1864 года Юлий Жуковский

Содержание и направление журнала в годах Структура – по-прежнему 2 отдела: I - произведения художественной литературы и статьи научного содержания II – «Современное обозрение» - критика, публицистика, библиография. На первый план выдвинулась художественная беллетристика. Значение II отдела снизилось по сравнению с периодом сотрудничества Чернышевского и Добролюбова.

Постоянные сотрудники «Современника» последнего периода Лучший драматург – Островский Лучший русский сатирик – Салтыков-Щедрин Поэт – Некрасов Были опубликованы произведения: Чернышевского «Что делать?» Помяловского «Очерки бурсы» Решетникова «Подлиповцы», «Чернорабочие» Слепцов «Трудное время» Гл. Успенский «Деревенские встречи», «Нравы Растеряевой улицы»

Особенности беллетристики «Современника» Имела ценность и значение и с чисто художественной, и идеологической сторон Социально-политическая направленность беллетристики В центре - крестьянский вопрос, изображение жизни пореформенного крестьянства и дворянства. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» (Некрасов)

Крестьянский вопрос в «Современнике» в гг. Предмет изучения – бедность, темнота, бескультурье, нищета сознания. Процесс начавшегося пробуждения самосознания народа. Не просто движение мужика из деревни – а расширение его кругозора, необходимое, вынужденное. Тема крестьянской революции, величия народа, способного переделать свою судьбу. Изображение фабричных рабочих

Цензурная история «Современника» последних лет существования После принятия в 1865 году нового закона о печати журнал получил первое «предостережение», а затем и второе (по новому закону после трех журнал закрывался). «Существование журнала с двумя «предостережениями» немыслимо, подобно существования человека с пораженными легкими», - писал Некрасов в Главное управление по делам печати. Редакция усиливала внутреннюю цензуру; «Современник» с каждым номером становился все бледнее. После покушения Каракозова - новая волна реакции и политических репрессий; был арестован в числе прочих и член редакции Елисеев. Некрасов, стремясь спасти «Современник», пошел на крайности: подписал верноподданнический адрес Александру II, читал стихотворения в честь царских чиновниках и т.д. Однако в июне 1866 года журнал был закрыт навсегда – «за вредное направление».

Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877) До «Современника» Некрасов участвовал в журнале «Пантеон русского и всех европейских театров», выпускал альманах «Статейки в стихах без картинок» (1843). В годах - сборник «Физиология Петербурга», в 1846 году - «Петербургский сборник» и альманах «Первое апреля» под его редакцией. С 1847 по 1866 годы Некрасов – редактор «Современника» Как редактор, он претворил в жизнь программу, намеченную Белинским. «Современник» был идейным органом, все отделы выражали направление издания. Некрасова отличало особое умение находить авторов, он видел в начинающем литераторе дар публициста и критика. Важная черта - стремление к коллективности в редакторской работе. Его отличали бережное отношение к тексту, стремление сохранить авторскую манеру и индивидуальность.

Спасибо за внимание!