Журнал «Современник» в 1860-е годы Лекция 5. История русской журналистики XVIII – XIX вв.
Журнал «Современник» в 1860-е годы Содержание лекции Участие в журнале Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Критические выступления Чернышевского, расхождение с либералами. Деятельность Н.А. Добролюбова в «Современнике». Роль Добролюбова, Чернышевского, Некрасова в журнале. Разногласия внутри редакции журнала. Заключение «Обязательского соглашения» Некрасова с сотрудниками «Современника». Сатирический отдел «Современника» «Свисток». Последние годы существования «Современника» ( ): приостановка издания, арест Чернышевского, смерть Добролюбова. Редакция возобновленного «Современника», участие в журнале Салтыкова-Щедрина. Содержание и направление журнала, взаимоотношения с цензурой, запрещение издания. Н.А. Некрасов – журналист, издатель и редактор.
Журнал «Современник» в 1860-е годы Основная литература: учебники и учебные пособия Есин Б.И. История русской журналистики ( ). М., Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. проф. А.В. Западова. 3-е изд. М., История русской журналистики XVIII-XIX веков: Учебник / Под ред. Л.П. Громовой. СПб., Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Т.2. Л., 1965.
Журнал «Современник» в 1860-е годы Дополнительная литература Ворошилов В.В. История журналистики России. СПБ., Евгеньев-Максимов В.Е., Тихенгаузен Г.Ф. Последние годы «Современника» ( ). Л., Евгеньев-Максимов В.Е. «Современник» при Чернышевском и Добролюбове. Л., Жданов В. Жизнь Некрасова. М, Ивлев Д.Д. История русской журналистики XVIII-начала XX в. М., Мостовская Н.Н. И.С. Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX века. Л, Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., Скатов Н. Некрасов. М., Соловьев Г. Эстетические взгляды Н.А. Добролюбова. М., Тургенев и круг «Современника». Л., MCMXXX Из века в век. Из истории русской журналистики / Под ред. проф. Б.И. Есина. М., 2002.
Журнал «Современник» в 1860-е годы Тексты Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. М., Добролюбов Н.А. Литературные мелочи прошлого года. // Собр. соч.: В 9 т. М.-Л., Т. 4. С Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Там же. С Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? // Там же. Т.6. С Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъезда // Полн. собр. соч.: в 12 т. М., Т. 2. С Некрасов Н.А. Поэт и гражданин // Там же. С Некрасов Н.А. Отрывки из путевых записок графа Гаранского // Там же. Т. 1. С Некрасов Н.А. Родина // Там же. С Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendes vous // Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 5. С Чернышевский Н.Г. Г. Чичерин как публицист // Там же. С Чернышевский Н.Г. Полемические красоты (коллекция вторая) // Там же. Т. 7. С Чернышевский Н.Г. Барским крестьянам от их доброжелателей поклон // Там же. С Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? // Там же. С Тексты Добролюбова, Некрасова и Чернышевского также в хрестоматиях: История русской журналистики: Хрестоматия / Сост. Б.И. Есин. М., Русская журналистика XVIII-XIX веков. Тексты. М., Электронный ресурс - раздел «Библиотека».
«Современник» в х годах Создан в 1836 году А.С. Пушкиным С 1847 года перешел к Некрасову и Панаеву В период «мрачного семилетия» потерял остроту, перешел на позиции «чистого искусства». Большинство сотрудников – либералы. В 1860-е годы становится центром пропаганды идей демократической революции, занимает центральное место среди подцензурных революционно- демократических изданий России. Новое направление придала «Современнику» редакция, в состав которой вошли Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович ( ) Родился в семье священника, учился в Саратовской духовной семинарии ( ), окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета (1850). В преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии. В 1853 переехал в Петербург, сотрудничал в «Отечественных записках» и «Современнике» В 1855 защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» В 1862 арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости год - в «Современнике» напечатан роман "Что делать?" ( ). В 1864 осужден на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири. После обряда гражданской казни (19 мая 1864) был отправлен в Нерчинскую каторгу, в 1871 по отбытии срока каторжных работ поселён в Вилюйском остроге С 1883 разрешено жить в Астрахани
Мировоззрение Чернышевского В основном сложилось в студенческие годы под влиянием русской крепостнической действительности и событий революций в Европе. На формирование взглядов оказали воздействие: классики немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма (Г. Гегель, Л. Фейербах, Д. Рикардо, Ш. Фурье и др.) работы В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Ко времени окончания университета Чернышевский - убеждённый демократ, революционер, социалист и материалист.
Чернышевский – сотрудник «Современника» Некрасов привлек Чернышевского к сотрудничеству и отдал ему отдел критики и библиографии. В 1854 году Чернышевский печатался почти в каждом номере журнала, поместил до 20 рецензий, статью «Об искренности в критике» и два обзора «Иностранные известия». Первые статьи – рецензии на произведения Авдеева, Е. Тур, Островского.
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836 – 1861) Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии ( ). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. В 1856 познакомился с Н.Г. Чернышевским, затем с Н.А. Некрасовым. С 1857 начал постоянную работу в "Современнике". Статьи: «Что такое обломовщина?» «Темное царство», «Луч света в тёмном царстве» «Когда же придет настоящий день?» и др. В мае 1860 по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулёза. Жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии. В июле 1861 вернулся на родину, не поправив здоровья.
Либералы и демократы в «Современнике» Либерально настроенные сотрудники: В.П. Боткин И.С. Тургенев А.В. Дружинин Л.Н. Толстой Д.В. Григорович А.А. Фет А. Майков Новая редакция «Современника»: Н.А. Некрасов Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов М.Е. Салтыков-Щедрин Н. Успенский В.С.Курочкин М.А. Антонович Г.З. Елисеев Н.В.Шелгунов
Редакция «Современника» в 1856 г.
Обострение отношений между старой и новой редакцией 1855 год: полемика вокруг диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» 1856 год: «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского («Современник») и «Критика гоголевского периода русской литературы и наше к ней отношение» Дружинина («Библиотека для чтения») Конец 1856 года – «Обязательское соглашение» Некрасова с Толстым, Тургеневым, Островским и Григоровичем об исключительном сотрудничестве в «Современнике» Из редакции «Современника» выходят Л. Толстой (1858), Фет и Майков (1859), Тургенев и Григорович (1860).
Тираж «Современника» 1860-х
Характер и принципы построения журнала при новой редакции «Современника» До 1859 года журнал делился на 5 разделов: 1) словесность 2) наука и искусство 3) критика 4) библиография 5) смесь. После на 2 части: 1) беллетристические и статьи на научные темы; 2) материалы, имеющие непосредственное отношение к текущей жизни общества. С 1859 года появляются статьи, озаглавленные "Политика". В 1860 году появляется новый отдел «Внутреннее обозрение» (Елисеев). Журнал из литературного превратился в общественно- политический и литературный. Ведущими темами «Современника» становятся: крестьянский вопрос, полемика с либерально-монархическими изданиями, обсуждение крестьянской реформы 1861 года.
«Свисток» - сатирический отдел «Современника» Создатель «Свистка» - Н.А. Добролюбов: об интересе к сатире свидетельствует его опыт выпуска рукописной газеты «Слухи» (1855 год, Педагогический институт) первая статья в «Современнике» - «Русская сатира в век Екатерины». В отделе принимали участие Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, братья Жемчужниковы, Алексей Толстой
Идейное содержание «Свистка» Тесно связан с публицистикой «Современника». Фельетоны, сатирические куплеты, стихотворные пародии отмечены настоящей политической остротой, посвящены злободневным вопросам. Главные темы: борьба с либерализмом критика социально-политического строя России высмеивание «чистой поэзии».
Псевдонимы участников «Свистка» Добролюбов: «Конрад Лилиеншвагер» «Яков Хам» «Аполлон Капелькин» Братья Жемчужниковы и Алексей Толстой – «Козьма Прутков» Этим псевдонимом был подписан цикл остроумных и злых пародий на произведения так называемой «чистой поэзии».
Последние годы существования «Современника» (январь 1863 – май 1866) В ноябре 1861 года умер Добролюбов В июне 1862 года "Современник" приостановлен на 8 месяцев за вредное направление 7 июля 1862 года арестован и заключен в Петропавловскую крепость Чернышевский Журнал был возобновлен с 1 января 1863 года Из старой редакции остался один Некрасов. Новые имена - Елисеев, Антонович, Пыпин, Салтыков-Щедрин и с 1864 года Юлий Жуковский
Содержание и направление журнала в годах Структура – по-прежнему 2 отдела: I - произведения художественной литературы и статьи научного содержания II – «Современное обозрение» - критика, публицистика, библиография. На первый план выдвинулась художественная беллетристика. Значение II отдела снизилось по сравнению с периодом сотрудничества Чернышевского и Добролюбова.
Постоянные сотрудники «Современника» последнего периода Лучший драматург – Островский Лучший русский сатирик – Салтыков-Щедрин Поэт – Некрасов Были опубликованы произведения: Чернышевского «Что делать?» Помяловского «Очерки бурсы» Решетникова «Подлиповцы», «Чернорабочие» Слепцов «Трудное время» Гл. Успенский «Деревенские встречи», «Нравы Растеряевой улицы»
Особенности беллетристики «Современника» Имела ценность и значение и с чисто художественной, и идеологической сторон Социально-политическая направленность беллетристики В центре - крестьянский вопрос, изображение жизни пореформенного крестьянства и дворянства. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» (Некрасов)
Крестьянский вопрос в «Современнике» в гг. Предмет изучения – бедность, темнота, бескультурье, нищета сознания. Процесс начавшегося пробуждения самосознания народа. Не просто движение мужика из деревни – а расширение его кругозора, необходимое, вынужденное. Тема крестьянской революции, величия народа, способного переделать свою судьбу. Изображение фабричных рабочих
Цензурная история «Современника» последних лет существования После принятия в 1865 году нового закона о печати журнал получил первое «предостережение», а затем и второе (по новому закону после трех журнал закрывался). «Существование журнала с двумя «предостережениями» немыслимо, подобно существования человека с пораженными легкими», - писал Некрасов в Главное управление по делам печати. Редакция усиливала внутреннюю цензуру; «Современник» с каждым номером становился все бледнее. После покушения Каракозова - новая волна реакции и политических репрессий; был арестован в числе прочих и член редакции Елисеев. Некрасов, стремясь спасти «Современник», пошел на крайности: подписал верноподданнический адрес Александру II, читал стихотворения в честь царских чиновниках и т.д. Однако в июне 1866 года журнал был закрыт навсегда – «за вредное направление».
Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877) До «Современника» Некрасов участвовал в журнале «Пантеон русского и всех европейских театров», выпускал альманах «Статейки в стихах без картинок» (1843). В годах - сборник «Физиология Петербурга», в 1846 году - «Петербургский сборник» и альманах «Первое апреля» под его редакцией. С 1847 по 1866 годы Некрасов – редактор «Современника» Как редактор, он претворил в жизнь программу, намеченную Белинским. «Современник» был идейным органом, все отделы выражали направление издания. Некрасова отличало особое умение находить авторов, он видел в начинающем литераторе дар публициста и критика. Важная черта - стремление к коллективности в редакторской работе. Его отличали бережное отношение к тексту, стремление сохранить авторскую манеру и индивидуальность.
Спасибо за внимание!