Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. роман в стихах – дьявольская разница. (из письма к Вяземскому) Это лучшее мое творение. Пушкин А. С. С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа.
Вопросы для обсуждения: 1. Как автор представляет своего героя? Как воспитывался Онегин? Что было необычного в его характере? 2. Прокомментируйте один день его светской жизни. Ваше впечатление о герое (портрет, характер, поступки, интересы, ум, нравственные качества) 3. Найдите СХВ, передающие чувства грусти, горечи Онегина, разочаровавшегося в жизни светского общества. 4. Охарактеризуйте жизнь Онегина в деревне. Что связывает его с Ленским? Какими СХВ подчеркивается романтизм Ленского? 5. Представьте Татьяну. Кто она? Почему Пушкин сравнивает ее с Ольгой? На чьей стороне его симпатии? Докажите. 6. Чем вызвано посещение дома Лариных Онегиным? Его впечатление от этого визита? 7. В чем смысл его «проповеди»? Как это его характеризует? 8. Каково значения сна? 9. Каково поведение героев в преддверии и во время дуэли? Как автор относится к происходящему? 10. Зачем Татьяна посещает дом Онегина? 11. Как Пушкин представляет дворянство: петербургское, московское, поместное? 12. Какова роль природы? Какова дальнейшая судьба Татьяны? 13. Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? В их последнем свидании? Как изменились герои? 14. Имел ли Белинский основания назвать роман – «энциклопедией русской жизни»? Докажите.
Временные рамки работы над романом: Начало работы в мае 1823 года в южной ссылке, в Кишиневе. Закончен в сентябре 1830 года в Болдино. В 1831 году переделал восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне. Пушкин работал над романом 7 лет 4 месяца 17 дней.
Особенности сюжета «Евгений Онегин» Первая сюжетная линия: Онегин - Татьяна Вторая сюжетная линия: Онегин - Ленский Знакомство Знакомство Разговор с няней, письмо к Онегину Разговор с няней, письмо к Онегину Объяснение в саду Объяснение в саду Сон Татьяны. Именины. Сон Татьяны. Именины. В доме Онегина Отъезд в Москву. В доме Онегина Отъезд в Москву. Встреча на балу Встреча на балу Письмо к Татьяне. Объяснение Письмо к Татьяне. Объяснение Знакомство в деревне Знакомство в деревне Разговор после вечера у Лариных Разговор после вечера у Лариных Именины Татьяны Именины Татьяны Дуэль Дуэль
Композиция романа Глава 1 развернутая экспозиция. Глава 2 завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским) Глава 3 завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной) Главы 4 и 5 Развитие сюжета Глава 6 Дуэль (кульминация и развязка второй линии) Глава 8 Развязка первой сюжетной линии
Принципы организации романа Симметрия (зеркальность)выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и в восьмой главах: встреча – письмо – объяснение. Ось симметрии – сон Татьяны Симметрия (зеркальность) выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и в восьмой главах: встреча – письмо – объяснение. Ось симметрии – сон Татьяны Антитеза частей романасвязана с раскрытием того или иного образа: глава 1 – Петербург – жизнь Онегина. Антитеза частей романа связана с раскрытием того или иного образа: глава 1 – Петербург – жизнь Онегина. Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны. Основная композиционная единица романа – глава.Каждая глава – новый этап в развитии сюжета. Лирические отступления связаны с сюжетом, используются для перехода от одного повествовательного плана к другому, появляются перед кульминационными моментами действия. Основная композиционная единица романа – глава. Каждая глава – новый этап в развитии сюжета. Лирические отступления связаны с сюжетом, используются для перехода от одного повествовательного плана к другому, появляются перед кульминационными моментами действия. Роль пейзажапоказывает ход времени, характеризует духовный мир героев. Роль пейзажа показывает ход времени, характеризует духовный мир героев. Композиционная рольвнутреннего времени романа Композиционная роль внутреннего времени романа. Композиционная рольпредметно-бытовой детали. Композиционная роль предметно-бытовой детали. Авторское отношение к композицииПушкин утверждает авторское правона произвольное построение«свободного»романа. Авторское отношение к композиции. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.
Онегинская строфа 1. Хранили многие страницы а 2. Отметку резкую ногтей; в 3. Глаза внимательной девицы а 4. Устремлены на них живей. в 5. Татьяна видит с трепетаньем, с 6. Какою мыслью, замечаньем с 7. Бывал Онегин поражен, д 8. В чем молча соглашался он. д 9. На их полях она встречает е 10. Черты его карандаша, ж 11. Везде Онегина душа ж 12. Себя невольно выражает е 13. То кратким словом, то крестом, з 14. То вопросительным крючком…. з перекрестная смежная кольцевая Строфа написана четырехстопным ямбом
Система образов романа ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальноедворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, литературного типа «лишний человек» Идеал русской души «романтическое сознание» автор
Главное действующее лицо романа – повествователь Лирические отступления повествователя – составная часть романа. повествователь Приятель Онегина Защитник «Татьяны милой» милой» Антипод поэта Ленского
Особенности романа Время действия в романе: с 1819 года по 1825 год Время, насыщенное политическими событиями. Роман – «энциклопедия русской жизни» и в высшей Роман – «энциклопедия русской жизни» и в высшей степени народное произведение: степени народное произведение: жизнь, интересы и нравы русского дворянства (петербургская жизнь, интересы и нравы русского дворянства (петербургская знать, московские дворяне, деревенские дворяне); знать, московские дворяне, деревенские дворяне); картины трудовой городской и сельской жизни; картины трудовой городской и сельской жизни; русская природа; русская природа; жизнь крестьян; жизнь крестьян; освещение разнообразных актуальных вопросовосвещение разнообразных актуальных вопросов современности – экономических, современности – экономических, общественно-бытовых, моральных, вопросов общественно-бытовых, моральных, вопросов искусства и литературы, образ автора в романе. искусства и литературы, образ автора в романе.