ПРЕДМЕТ «РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА». МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 6 КЛАССА КАЗАНКОВА АЛЕКСАНДРА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛОСЕВА С. Е. Поэзия русского романса.
Тема : « Поэзия Русского романса » Главная задача романса уловить именно эту неповторимость, индивидуальность чувства, которая не укладывается в стройные размеры стиха и скорее готова вылиться в самую искреннюю лирическую прозу, в горячую взволнованную речь. Александр Егорович Варламов Известный писатель романсов
Поэтический текст - основа романса. Романсы пишутся на разные стихотворения. Но главной целью композитора всегда бывает стремления выразить с возможно большей чуткостью замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон. Например : « Белеет парус одинокий » Он написан на стихи М. Ю. Лермонтава. М. Ю. Лермонтов Поэт
Расцвет бытового романса. Итак, первая половина Х I Х века была периодом расцвета бытовой песни и бытового романса ( который теперь именуется « старинным »). В лучших образцах этого жанра композиторы - профессионалы опирались на бытовую народную песню. В свою очередь, такие песни - романсы как « Красный сарафан » Варламова, « Соловей » Алябьева, « Колокольчик » Гурилева становились народными, широко проникал в русский быт. Александр Львович Гурилёв
Стихи А. С. Пушкина - вдохновение для русских композиторов ! В зрелый период романсного творчества Глинки композитор обращается к текстам многих поэтов, но ведущее место принадлежит поэзии Пушкина. Так известный романс : « Я помню чудное мгновенье » написан Глинкой на стихи А. С. Пушкина. Поэзия горячего пушкинского увлечения выражена необычно тонко и с большой душевной теплотой. Не случайно это стихотворение живет у нас в памяти в прекрасной оправе музыки Глинки.
Камерное звучание романса. Обилие оттенков самых разнообразных чувств – отличительная черта романса как жанра, поэтому его исполнение даже в камерных условиях требует от слушателя напряженного внимания. И тогда как песня уместна и на улице и на площади, романс должен звучать в атмосфере концертного зала, камерной обстановке. Романс требует внимательного слушателя. Именно поэтому и сопровождение романса, как правило, бывает гитарным или фортепьянным : не случайно первые зрелые шаги романса совпали с утверждением в быту фортепьяно, способного звучать камернее, интимнее других инструментов. Е. А. Фомин
Конец. Живи романс !!!