Показать связь между литературой и геометрией. Изучить математические принципы в поэзии. Изучить роль симметрии в поэзии, её влияние на размер и рифму стиха. Изучить принципы симметрии на примерах различных стихотворных форм. Цель:
Требование симметрии окончаний к необходимым условиям рифмы: Рифмуемые слова должны иметь одинаковое число слогов после ударной гласной Ударные гласные должны звучать одинаково Звуки после ударной гласной должны быть подобны. Рифма обогащается подобием звуков, стоящих перед ударной гласной.
Рассмотрим стихотворение Лермонтова «Бородино». Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя). Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее (91:1,618 = 56,238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания", завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя). Таким образом, симметрия играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения. Таким образом, симметрия играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.
А.С. Пушкин. В этот год осенняя погода Стояла долго на дворе Зимы ждала, ждала природа Снег выпал только в январе. Чередование рифм и чтение по интонации дает чувствовать прелесть (симметрии) пушкинского стихотворения.
Проанализировав поэзию Пушкин, понимаешь, что «Онегинская» строфа – оригинальное и удивительное изобретение
Мой дядя самых честных правил, A Когда не в шутку занемог, b Он уважать себя заставил A И лучше выдумать не мог. b Его пример другим наука; C Но, боже мой, какая скука C С больным сидеть и день, и ночь, d Не отходя ни на шагу прочь! d Какое низкое коварство E Полуживого забавлять, f Ему подушки поправлять, f Печально подносить лекарство, E Вздыхать и думать про себя: g «Когда же черт возьмет тебя!» g
Умеренная сложность. Мой дядя самых честных правил, A Когда не в шутку занемог, b Он уважать себя заставил А Умеренная сложность. Мой дядя самых честных правил, A Когда не в шутку занемог, b Он уважать себя заставил А И лучше выдумать не мог. b И лучше выдумать не мог. b
Его пример другим наука; C Но, боже мой, какая скука C С больным сидеть и день, и ночь, d Не отходя ни на шагу прочь! d Простота
Усиленная сложность. Какое низкое коварство E Полуживого забавлять, f Ему подушки поправлять, f Печально подносить лекарство, E
Предельная простота. Вздыхать и думать про себя: g «Когда же черт возьмет тебя!» g
Ты кувшин мой разбил, Всемогущий Господь В рай мне двери затворил, Всемогущий Господь Драгоценную влагу ты пролил на камни, Ты, видать, перепил, Всемогущий Господь? Ты кувшин мой разбил, Всемогущий Господь В рай мне двери затворил, Всемогущий Господь Драгоценную влагу ты пролил на камни, Ты, видать, перепил, Всемогущий Господь? Омар Хайям. Омар Хайям.
Выводы: Показана связь между литературой и геометрией. Изучена роль математических принципов в поэзии. Изучены принципы симметрии на примерах стихотворных форм.