Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) «Восхождение к дивану» Обломов и «обломовщина» (по роману И. А Гончарова«Обломов»)
ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЙ ВОПРОС:
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое "обломовщина"? 2.2. Что явилось последствиями "обломовщины?" 3. Что явилось причинами "обломовщины?"
Учебные вопросы: Каково значение сна Обломова? Каково значение сна Обломова? Каким было детство Обломова? Каким было детство Обломова? Какова была жизнь "Обломовцев"? Какова была жизнь "Обломовцев"? Что такое любовь и дружба для Обломова? Что такое любовь и дружба для Обломова? Каково значение "дивана" в жизни Обломова? Каково значение "дивана" в жизни Обломова? Каков итог жизни Обломова? Каков итог жизни Обломова?
Делимся на три группы: - изучают - изучают и подбирают литературу к проекту. Изучают биографию и- Творчество писателя - Анализируют произведение - Анализируют произведение
«Сон Обломова» (9 глава I части) Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя. Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя.
Детство Обломова Детство Обломова
В семье Обломова
Илюша Обломов с няней
Жизнь обломовцев На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная жизнь людей. Реки медленно текут по равнине. Медленно течёт сама жизнь. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ребёнок Илюша Обломов розовощёкий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние добрые, милые, заботливые. Смысл жизни – хорошая сытная еда. Наслаждение, отдых, сон, дрёма – так жили все и всегда. Рождение, крестины, сватовство, венчание, рождение детей, медленное угасание. Нет разницы, летний жаркий день или холодный зимний вечер. Илья Обломов взрослеет, но также окружён мамками, няньками, слугами. Ему шагу не дают шагнуть на волю. Оберегают его от внешних невзгод, в том числе и от такого несчастия, как учение. На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная жизнь людей. Реки медленно текут по равнине. Медленно течёт сама жизнь. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ребёнок Илюша Обломов розовощёкий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние добрые, милые, заботливые. Смысл жизни – хорошая сытная еда. Наслаждение, отдых, сон, дрёма – так жили все и всегда. Рождение, крестины, сватовство, венчание, рождение детей, медленное угасание. Нет разницы, летний жаркий день или холодный зимний вечер. Илья Обломов взрослеет, но также окружён мамками, няньками, слугами. Ему шагу не дают шагнуть на волю. Оберегают его от внешних невзгод, в том числе и от такого несчастия, как учение.
Обломовщина в романе В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности. В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности. Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова». Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова».
«Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?…. -Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - право… -И я бы тоже…хотел…что-нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…». И.А. Гончаров Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа?
О Б Л О М О В К А СОН ЕДА ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА РОДА «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады» «Три главных акта жизни: родины, свадьба, похороны….Все отправлялось с такою точностью, так важно и торжественно» «И так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразною тканью, незаметно обрываясь у самой могилы. » С У Е В Е Р И Я «В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам…так сильна вера в чудесное!» Н Р А В Ы привязанность к одному месту; замкнутость; равнодушие к остальному миру «интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими» «ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти... не волновали их» «были до крайности скупы, денег тратить не любили» «главною заботою была кухня и обед» «об обеде совещались целым домом» «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке» «Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.» О Б Л О М О В К А «Что привлекает вас в Обломовке и ее обитателях, а что вы не принимаете?»
? В чем обломовцы видели смысл жизни? «…понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом ПОКОЯ и БЕЗДЕЙСТВИЯ, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками…» «Они сносили труд как наказание…, но любить не могли, и где были случаи, всегда от него избавлялись» «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: от того всегда и цвели здоровьем и весельем» «Норма жизни была готова и преподана им родителями» «Ничего не нужно: ЖИЗНЬ КАК ПОКОЙНАЯ РЕКА ТЕКЛА МИМО НИХ; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления»
«став на колени и обняв его одной рукой, мать подсказывала ему слова молитвы» «начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками» «начали осыпать его ласками и поцелуями» «мать…разговаривает о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи….сулит ему золотые горы» «мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь от простуды, от глаза и от других враждебных обстоятельств. Усердно хлопотать, чтобы дитя было всегда весело и кушало много» «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни» «Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали …даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями…, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства» В чем сущность обломовской системы воспитания? Л Ю Б О В Ь Б Е З Д Е Й С Т В И Е Ч У В С Т В О ИЗБРАННИЧЕСТВА:«Я-ДРУГОЙ» И Ж Д И В Е Н ЧЕ С Т В О И Ж Д И В Е Н ЧЕ С Т В О О П Е К А
Иллюстрация В.Табурина, журнал «Нива», 1898 г. Каким предстает Илюша Обломов в детстве? Какие задатки были даны герою от рождения?
ОБЛОМОВЩИНА ПАРАЗИТИЗМ НЕПОДВИЖНОСТЬ ЛЕНЬ ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ ПОЭЗИЯ Какие черты характерны для «обломовщины»? Какие черты характерны для «обломовщины»?
Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? «По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Нет никаких намеков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребенке воспитанием». Е.А.Краснощекова
Обломовщина как тип жизни а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты; Мотивы сна, застоя, духоты; б) интересы обломовцев сосредоточены на б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ; определяет заботы мужиков и господ; в) обломовцы ведут привычное существование, нет в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности. г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.
ДИВАН «Но цвет жизни распустился и не дал плодов» ОТСТАВКА Увлечение книгами, 1-1,5 года, охлаждение УВЛЕЧЕНИЕ СВЕТОМ «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» СЛУЖБА «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд – синонимы, покой и мирное веселье» (философия Обломова) ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ «Высокие мечты о роли в обществе» В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У
Любимый диван До знакомства с Ольгой После знакомства с Ольгой После разрыва с Ольгой Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, он все лежал… Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, он все лежал… …и Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки. Вдруг оказалось, что против их есть одна дача свободная. Обломов нанял ее заочно и живет там. Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней; посылает цветы, гуляет по озеру, по горам… он, Обломов. …и Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки. Вдруг оказалось, что против их есть одна дача свободная. Обломов нанял ее заочно и живет там. Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней; посылает цветы, гуляет по озеру, по горам… он, Обломов. Он целые дни, лежа у себя на диване, любовался, как обнаженные локти ее (Агафьи Матвеевны) двигались взад и вперед вслед за иглой и ниткой. после обеда… он часто уходил соснуть часа на два… Ему только хотелось сесть на диван и… Он целые дни, лежа у себя на диване, любовался, как обнаженные локти ее (Агафьи Матвеевны) двигались взад и вперед вслед за иглой и ниткой. после обеда… он часто уходил соснуть часа на два… Ему только хотелось сесть на диван и…
Халат До знакомства с Ольгой После знакомства с Ольгой После разрыва с Ольгой Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи… весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи… весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы не спится, да и только. И халат показался ему противен… С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы не спится, да и только. И халат показался ему противен… Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат! –…что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться. Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат! –…что это ты не бросишь этого халата? Смотри, весь в заплатах! – Привычка, Андрей; жаль расстаться.
Порядок в доме До знакомства с Ольгой После знакомства с Ольгой После разрыва с Ольгой Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как- нибудь так, незаметно, само собой… … Захар чуть ли не подумал: Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет. … и пыль с паутиной нестерпима. Он велел вынести несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась, позвал Анисью и велел протереть окна, смахнуть паутину, а потом лег на бок и продумал с час об Ольге. Захар… если хотел, стирал пыль, а если не хотел, так Анисья влетит как вихрь и отчасти фартуком, отчасти голой рукой, почти носом, разом всё сдует, смахнет, сдернет, уберет и исчезнет; не то так сама хозяйка, когда Обломов выйдет в сад, заглянет к нему в комнату, найдет беспорядок, покачает головой и, ворча что- то про себя, уйдет.
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина ?» «История о том, как лежит и спит добряк- ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины». «История о том, как лежит и спит добряк- ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».
Жизнь в имении оказала огромное влияние на Илью Ильича. Именно она определила поэтическое начало в его характере, его представления о семейной жизни. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не принимает мир ограниченного и бездуховного общества и по- своему (пассивно) сопротивляется ему. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не принимает мир ограниченного и бездуховного общества и по- своему (пассивно) сопротивляется ему.
Сведения о презентации Использованные материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год