Выполнила Кравцева Юлия обучающаяся 5 класса МОУ «Еловская ООШ» Руковолитель: Кравцева Ирина Анатольевна учитель начальных классов МОУ «Еловская ООШ»
Цель: выявить преобладающий тип памяти у младших школьников и уровень её развития. Предмет исследования: память младшего школьника. Объект исследования: процесс развития памяти учащихся третьего класса. Задачи: изучить литературу по данной проблеме; изучить литературу по проблеме развития памяти младшего школьника выявить особенности памяти учащихся 3 класса; подобрать упражнения для развития памяти
Произвольная и непроизвольная Механическая Кратковременная и долговременная Зрительная Слуховая, словесно-логическая Эмоциональная
Роль памяти
Легко ли тебе заучивать стихи? Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста? Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом? Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который учили давно? Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Легко заучивают стихи - 66 %. Испытывают трудности при пересказе прочитанного текста - 50 %. Быстро вспоминают заученное - 50 %. Могут легко вспомнить учебный материал, который учили давно - 16 %. Нужна помощь в тренировке памяти %.
Для запоминания Зрительное вслух восприятие Трава Чашка Море Банк Год Книга Лес Мяч Шкаф Утка Лампа Ночь Бревно Вода Глаз Гроза Озеро Заря Гриб Чашка
Моторно-слуховое Комбинированное восприятие восприятие Сено Шутка Слива Утка Ягода Парта Жук Ветер Мёд Заяц Луна Капля Лиса Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица
Обработка данных. Результаты подсчитывали таким образом: 10 слов % 9 слов - 90 % 8 слов - 80 % 7 слов - 70 % 6 слов - 60 % 5 слов - 50 % 4 слова - 40 % 3 слова - 30 % 10 – 9 слов- высокий уровень 10 – 9 слов высокий уровень 8 – 6 слов средний уровень 5 – 3 слов низкий уровень
Результаты исследования У младших школьников преобладает зрительный и комбинированный тип памяти, так как количество запоминаемых слов достигает 100 %, чего нет у других типов памяти.
Влияние смысловых связей на запоминание слов Сад – цветы мост – река час – время глаз – ухо снег - зима Шум – вода путь – дорога год – месяц стол – обед нож – вилка
Влияние смысловых связей на запоминание У большинства тестируемых преобладает смысловое (логическое) запоминание: 50 % - высокий уровень; 33 % - средний уровень; 17 % - низкий уровень.
Группировка составление плана схематизация классификация установление аналогий ассоциации повторение
Игры и упражнения «Я - фотоаппарат» «Фотоглаз» «Я положил в мешок» «Что изменилось?» «Запомни фразы» Осенью идут дожди. Дети любят играть. Девочка плачет. Папа сердится. Бабушка отдыхает. Мама читает. Пора спать.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления. Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Упражнение "Нелогичные" парные ассоциации слов. Горшок – коридор ковёр - кофе кольцо лампа ноготь – книга жук - кресло солнце - палец двор - ножницы котлета - песок обезьяна - пальто зубной врач - туалет
Упражнение на развитие слуховой памяти на цифры, буквы, слова (методика Немова)
1.конь гриб игла 2.петух солнце асфальт тетрадь 3.крыша пень огонь свеча школа 4.карандаш машина брат мел птица хлеб 5.орёл игра дуб телефон стакан пальто сын 6.гора ворона часы стол снег книга сосна мёд 7.мяч яблоко шапка морковка стул бабочка метро цыплёнок носки 8.ночь лес дом окно кот стол пирог звон игла огонь
Ночь лес дом окно кот стол пирог звон игла огонь Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон, осколок, как игла впился ему в лапу. Лапу жгло, как огнём.
1. Заучивать учебный материал с желанием знать и запомнить. 2. Ставить перед собой цель запомнить надолго. 3. Заучивая материал, рисовать чертежи, схемы, рисунки, устанавливать ассоциации. 4. Объёмный материал запомнится легче, если разделить его на части.