Учитель русского языка и литературы Иванова Ольга Валерьевна Учитель истории Чернова Татьяна Сергеевна Проведение уроков с учетом индивидуально- личностного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
Advertisements

Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
МОУ «Солнечнинская СОШ» уч. год Зам директора по УМР Заланская Е.Ю.
Адаптация к учебному процессу. Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50-
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
Среднебалтаевская ООШ Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам информатики Учитель информатики : Гараев И.М.
Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
«Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников как средство повышения мотивации к учению»
«ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Подготовила: Учитель математики Кормилицына Елена Анатольевна МАОУ «Гимназия 108» г. Саратов.
Выполнил: заместитель Директора по УВР Е.В. Опра.
Домашнее задание как составная часть образовательного процесса. Подготовила учитель географии МБОУ СОШ 6 Скуточкина Н.А.
Интерес к познанию – надежная основа обучения. Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Выполнила: учитель математики Филиала МБОУ СОШ с. Бессоновка в с. Блохино Мещерякова Г. В.
Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Анализ современного урока В помощь учителю
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы Иванова Ольга Валерьевна Учитель истории Чернова Татьяна Сергеевна Проведение уроков с учетом индивидуально- личностного подхода Проведение уроков с учетом индивидуально- личностного подхода (Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся) (Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся)

Дойти до каждого ученика, помочь ему осознать собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь – таковы приоритеты современного учителя. Дойти до каждого ученика, помочь ему осознать собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь – таковы приоритеты современного учителя.

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.

Цели индивидуально-личностного подхода при обучении развитие творческого потенциала личности обучающегося; развитие умения учиться самостоятельно; ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам; удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника.

портреты сильного и слабого, подвижного и инертного ученика Обязательными факторами, влияющими на успешность обучения, являются особенности нервной системы и такие ее показатели, как сила/слабость и подвижность/инертность нервной системы. Обязательными факторами, влияющими на успешность обучения, являются особенности нервной системы и такие ее показатели, как сила/слабость и подвижность/инертность нервной системы.

Портреты сильного и слабого, подвижного и инертного ученика Сильный ученикСлабый ученик Бодрый, уверенный в себе, легко усваивает большой материал, неутомим, полон энергии; постоянно готов к деятельности, легко переносит нагрузки, у него большая эффективность работы. Спокойно-тихий; имеет повышенную утомляемость, не участвует в шумных играх; аккуратен до педантизма; склонен к наведению порядка; реагирует на непривычную среду и внимание окружающих, уязвим, болезненно реагирует на замечания взрослых и их недовольство, не уверен в себе; боится глупо выглядеть. Подвижный учащийсяИнертный учащийся Непоседа, не собран, не может сосредоточиться на уроке, вертится, разговаривает, перекладывает книги, не может долго заниматься одной деятельностью, способен на ходу принять решение, быстро приспосабливается к новым условиям. Учеба для него - главное дело, а непредвиденное обстоятельство выбивает из себя, неприятности застревают в сознании.

Соблюдение психологических правил при работе со слабыми и инертными учениками С учащимися со слабой нервной системой С инертными учениками 1. Не ставьте слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дайте время на обдумывание и подготовку. 1. Не требуйте от них немедленных ответов и включения в работу. Их активность и выполнение нового вида заданий возрастает постепенно. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 2. Учтите, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении заданий. 3. Не давайте для усвоения в ограниченное время большой разнообразный материал; нужно разбить его на отдельные фрагменты. 3. Не требуйте быстрого изменения неудачных формулировок: ученику необходимо время на обдумывание.

Соблюдение психологических правил при работе со слабыми и инертными учениками С учащимися со слабой нервной системой С инертными учениками 4. Не заставляйте отвечать по новому, только что усвоенному материалу, отложите опрос на следующий урок. 4. Не следует проводить опрос в начале урока. 5. Правильный опрос и поощрение формируют уверенность ученика в себе. 5. Избегайте ситуаций, когда требуется быстрый, умный ответ. Дайте ученику время на обдумывание и подготовку. 6. Во время подготовки ответа дайте ему время для проверки и исправления написанного. 6. В момент выполнения заданий не отвлекайте, не переключайте его внимание на что-то другое. 7. Старайтесь не переключать внимание ученика, создавайте спокойную, не нервную обстановку. 7. Желательно не заставлять инертного ученика отвечать новый материал.

Требования к заданиям Задания должны соответствовать познавательным возможностям, способностям, а так же состояниям и темпам обучения каждого конкретного ученика. Для этого разноуровневые задания должны предоставлять ребенку возможность свободного выбора линии поведения в процессе учения и создавать предпосылки для появления у каждого ребенка чувства успешности своей учебной деятельности.

ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Высокая успеваемость Средняя успеваемость Низкая успеваемость - неожиданный вызов к доске; - выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; - интересная проблема на уроке; - оценка учеником своего ответа у доски; - ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски - выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; - подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый позитивный настрой

Примеры приемов для реализации личностно- ориентированного обучения Задания, с учётом степеней трудности, должны подбираться учителем, но выбираться учащимися индивидуально, самостоятельно, по своим силам. В данном случае дифференциация будет осуществляться не от учителя, а от ученика. Такую дифференциацию можно осуществить как при опросе, так и при усвоении и закреплении знаний учащихся.

самоопрос или самоконтроль Для осуществления дифференцированного подхода при опросе применяется два переносных стенда, на которых расположены в 4 ряда ячейки-кармашки. Все ячейки пронумерованы. К примеру, верхний ряд от 1 до 13, второй сверху от 14 до 27 и т.д. В ячейки первого стенда кладутся задания. Обычно это определения какого-либо термина. Необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание. Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия. В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождение соотношений между какими-либо явлениями. Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера. Нетрудно заметить, что задания I и II рядов рассчитаны в основном на работу памяти, задания III и IV рядов - работу мышления, на умение рассуждать, находить сходство и различие.

Первый ряд вопросов самый лёгкий. Второй - более трудный, третий - еще сложнее. Самый сложный ряд - четвертый. По данному принципу можно составлять задания по любому школьному предмету. Ответ учащихся за каждое задание оценивается баллами. Ответ на любое задание нижнего ряда оценивается одним баллом, второго - двумя, третьего - тремя, четвертого - четырьмя баллами. Учащиеся имеют право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое они хотят ответить. Обычно все хотят ответить на 5 баллов. Значит, нужно набрать заданий тоже на 5 баллов. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации. Например, можно взять пять заданий, что в сумме даст 5 баллов, можно взять одно задание с верхнего и одно с нижнего рядов - это тоже даст 5 баллов. Комбинация может быть любой по усмотрению учащихся, по их возможностям.

Если же учащийся не справился с заданием, то он может его обменять на более лёгкие задания нижележащих рядов. Эти задания в своей сумме должны дать количество баллов, соответствующих нерешенному заданию. Правильность ответов учащиеся сверяют на доске самоконтроля, в которой в кармашках под такими же номерами даны ответы на задания. Если ответ правильный, учащийся ставит себе на листочке, где он выполнял задание, соответствующее количество баллов, если нет - разменивает на более лёгкие задания. В это время учитель может осуществлять другие формы актуализации знаний.

Одновременно у стенда самоопроса может работать любое количество человек. Задания подготовлены не для конкретной личности, а для общей массы учащихся. Дифференциацию заданий осуществляют сами учащиеся. Индивидуальный подход осуществляется не в лоб, не навязчиво, а незаметно для самого ученика.

Обычно при использовании такого дифференцированно подхода учащиеся получают хорошие отметки. Но отметка отметке рознь. И четвёрка, полученная на заданиях первого ряда, в глазах учащихся имеет совсем иную ценность, чем четвёрка, полученная на задании четвёртого ряда. Это побуждает учащихся брать более сложные задания, но для того, чтобы их выполнить, надо хорошо знать материал, а значит, надо быть внимательным при объяснении материала, хорошо готовиться дома. Обычно учащиеся начинают с лёгких заданий, а затем переходят на более сложные, а задания нижнего ряда берут лишь в крайнем случае.

Данный подход снимает известную всем психологическую напряжённость у учащихся перед опросом - напряженность ожидания: вызовут или не вызовут? Исчезает страх перед вопросами учителя, перед возможностью получения отрицательной отметки. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя равным со всеми, даёт возможность к самосовершенствованию. Кроме того, такой подход освобождает учителя от работы по подбору заданий, рассчитанных на конкретного ученика. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, он должен следить, чтобы ученики не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперед.

Требования для реализации личностно- ориентированного подхода Личностно-ориентированный подход предполагает наличие учебных пособий и дидактических материалов для индивидуализированной работы (рабочие тетради, задачник, учебники); заданий различной степени трудности; адаптированных программ; учет факторов, которые обуславливают неуспеваемость; поиск путей преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях; преодоление неразвитости мотивации; сочетание приемов учебной работы и приемов преподавания; индивидуальную работу с книгой, учителем; самостоятельную работу в школе и дома; свободное самообразование.