Использование методической сказки для совершенствования техники чтения учащихся 5 класса Степанова Вера Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 24» Великого Новгорода
Актуальность В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования выделяются среди общих умений, навыков и способов деятельности «осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно- смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и другие), … выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью»
3 «…в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам, выделенным в исследовании (нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия и оценка), результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся стран ОЭСР» Результаты исследования в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA
4 Теоретические предпосылки понимание сущности техники чтения (Н.И. Жинкин, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Т.Г.Егоров, Н.А. Корф); пониманием факторов, способствующих совершенствованию техники чтения (З.А.Агейкин, А.А.Горбунов, Е.Е.Руднев); знаниями методик и технологий формирования и совершенствования техники чтения (И.Т.Федоренко, С.Мухин, О.А.Андреев, Л.Н.Хромов, Е.В.Заика)
5 техника чтения - это правильное озвучивание текста, записанного в определенной графической системе, и умение осмыслить прочитанное. способ чтения (слог, целое слово, словосочетание или смысловой отрезок); правильность; выразительность; скорость или темп чтения; уровень понимания прочитанного (осознанность): репродуктивный, аналитический, творческий. Критерии оценки техники чтения
6 Сущность опыта Природный темп деятельности, Регрессии, Отсутствие антиципации, Нарушения артикуляции, Малое поле зрения, Уровень организации внимания, Уровень развития памяти. Причины, тормозящие скорость чтения:
7 Классификация упражнений 1.Виды упражнений на увеличение темпа деятельности: многократное прочтение; чтение за диктором; чтение в парах; групповое чтение; чтение с отрывом взгляда от текста; чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение; зрительные и слуховые диктанты; чтение текста с помехами;
8 «чтение с окошечком». чтение пар слов, отличающихся одной буквой: чтение цепочек слов, близких графическому облику: чтение цепочек родственных слов: 2. Для преодоления регрессии используются следующие виды упражнений:
9 чтение с пропущенными окончаниями. «чтение наоборот» по словам. «поиск смысловых несуразностей». «чтение текста через слово». «чтение с помощью «решетки». 3. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях:
10 структурные слоговые таблицы; упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок; упражнения с чётким проговариванием предложений 4. Для преодоления нарушений артикуляции используются:
11 5. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения: упражнения на восполнение пропусков букв в словах; чтение строчек с прикрытой нижней половиной; чтение слов с прикрытой верхней половиной; работа с таблицами Шульте.
12 6. Упражнения, направленные на развитие внимания и памяти в процессе восприятия: чтение зашумлённых слов; чтение наложенных друг на друга слов; чтение перевёрнутого текста; поиск в тексте заданных слов.
13 Инновация компиляция упражнений разных видов в форме методической сказки
14 в сюжет методической сказки органично вплетается система вопросов, заданий, упражнений. виды методических сказок: Сказка – путешествие. Цель: достичь места назначения вместе с героями, выполнив ряд текстовых упражнений. Сказка – лабиринт. Цель: в каждом тексте – упражнении отыскать ключ (задание) к выполнению следующего упражнения. Сказка – восхождение. Цель: последовательное выполнение упражнений с переходом от простого к более сложному
15 Анимационные возможности позволяют более точно выполнять условия заданий; Возможность разнообразить вид отдельных упражнений; Возможность максимально индивидуализировать задания для учащихся; повысить мотивационные возможности занятия; Возможность облегчить труд учителя по подготовке дидактического материала; Возможность иллюстрировать сказку. Методические сказки переведены в электронный вид
16 Данная инновационная форма обеспечивает увязывание упражнений различных видов в сложные комплексы. При этом выполнение их превращает процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему.
17 Результативность повышение скорости чтения контрольной группы учащихся в среднем на 30%. Повышение качества чтения учащихся (выразительность и осознанность). Ученики свободно расставляют логические ударения и смысловые паузы, грамотно пересказывают, соблюдая логику изложения. творческий уровень понимания прочитанного у 19% учащихся контрольной группы, ранее не выявлявшийся.
18 тексты для мониторинга качества чтения; тесты самодиагностики учащихся; методические сказки электронный вид); методические рекомендации для учителя по технике проведения различных видов упражнений (электронный вид). Разработанные материалы
19 Перспективное направление работы факультативный курс «Обучение разным видам чтения»
20 Содержание факультатива 1.Речевая деятельность. 3.Зачем я читаю? 4.Признаки зрелого чтения. 5.Виды и цели чтения. Ознакомительное чтение. 6.Виды и цели чтения. Изучающее чтение. 7.Модель работы читателя с текстом. 8.Виды информации в художественном тексте. 9.Внешние данные книги. 10.Приёмы ознакомительного чтения. До чтения. 11.Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения. 12.Приёмы ознакомительного чтения. После чтения. 13.Приёмы изучающего чтения. До чтения. 14.Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения. 15.Приёмы изучающего чтения. После чтения.