Образовательный процесс на переходе из младшей в подростковую школу (5-6 классы) Воронцов Алексей Борисович г.Москва
Анализ ситуации вариативное начальное образование преемственность как«стыковка» учебных планов и программ начальной и основной школы (в лучшем случае) недостаточное знание авторами УМК, педагогами и администрацией школ психологического своеобразия летних школьников Образовательный итог: снижение успеваемости, падение интереса к учебе; нарастание тревожности, рост депрессивных состояний у учащихся, снижение самооценки; резкое нарастание дисциплинарных трудностей
Задачи, поставленные рабочей группой Определить цели, содержание, средства и результаты образования на переходный этап от начальной к подростковой школе; Установить психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка лет; Определить методические и организационные средства психолого-педагогического обеспечения процесса адаптации к основной школе; Установить формы взаимодействия учителей начального и основного образования на этапе 5-6 классов
Направления работы Психолого-педагогические исследования особенностей возраста на «входе» и «выходе»; Разработка концепции содержания образования и создание на этой основе УМК; Конструирование форм, способов и средств организации образовательного процесса; Проектирование других моделей внутришкольного управления в условиях переходного этапа в образовании детей
Основное требование к системе российского образования Школа должна перейти от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества (ответственность, самостоятельность, система ключевых компетентностей, умение сделать личный выбор и др.)
Что можно наблюдать у младших школьников РО к концу начальной школы? высокую познавательную активность и устойчивый познавательный интерес; направленность на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи; способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе; инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками.
Результаты начального образования Формирование общеучебных умений и навыков: организация деятельности, читательская и естественно-научная компетентность ; Желание и основы умения учиться : умение видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат с образцом; находить ошибки и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы и производить оценивание с их помощью; обращаться к взрослому с запросом; склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде Приемы и навыки учебного сотрудничества : умение регулировать конфликты, умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений одноклассников, умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата
Место каждой ступени образования в достижении целей общего образования Формирование основ теоретического мышления (основы рефлексии), контрольно-оценочная самостоятельность как основа учебной деятельности ПШ Учебная самостоятельность подростка как основа для продолжения самообразования в старшей школе и самоопределение Разработка и реализация индивидуальных образовательных программам учащимися как основа для построения профильной школы НШПШ СШ
Результаты основной школы Понимает и принимает ценность образования : мотивирован к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого подростком дальнейшего жизненного пути; Умеет учиться: не только определять границы и дефициты своего знания, но и находить способы и пути преодоления своих трудностей; умеет переносить способы действия из одной предметной области в другую, социальную жизнь; Обладает развитыми формами мышления, способствующими решению большого круга предметных, социально-ориентированных и личностных задач; Обладает социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в быстро меняющемся мире и взаимодействовать с людьми; Готов осуществить индивидуальный ответственный выбор собственной образовательной траектории
Психолого – педагогические особенности переходного этапа в образовании «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, есть особая форма самосознания. Проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых; Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел; Стремление экспериментировать со своими возможностями –самая яркая характеристика младшего подростка.
Педагогические задачи переходного периода Организовать постепенный, плавный переход от начальной к основной ступени образования: 1) Выявить те изменения в жизни детей, переступающих порог основной школы, которые необходимо смягчить, сделать более плавными. Изменение содержания и форм обучения должно происходить чрезвычайно постепенно; 2) Найти время, место, средства и способы учебной работы школьников 5-6-х классов, качественно отличной от работы учеников 1-4х классов и отвечающей возрастным новообразованиям летних учащихся Развернуть содержание учебных дисциплин через анализ и опробование способов действия, построенных в НШ;
Особенности УМК переходного этапа образования ( 5-6 класс) Главная книга УМК – методическое пособие для учителя (как строить проблемную ситуацию, как стимулировать поисковую деятельность детей, как руководить ею, как фиксировать полученный результат) ИДЕАЛ: функция самоучителя, демонстрация одного из вариантов разворачивания учебного содержания, стимуляция учителя к поиску собственных средств и способов решения задач развития учащихся
Особенности учебника для ребенка Не содержит большого количества дидактических текстов; Знания не сообщаются в готовом виде ( определения, правила, законы не появляются в начале изучения темы, чтобы не препятствовать поисковой, исследовательской деятельности учащихся ); Все открытые детьми знания представлены в свернутом виде (в схемах, моделях), которые дети должны разворачивать и делать средствами своей дальнейшей работы. принципиальная избыточность материала по отношению к стандарту. Избыточность обеспечивает: а) вариативность образования, позволяет учителю разворачивать логику курса, сообразуясь с особенностями своих учеников и конкретными условиями обучения; б) индивидуализацию обучения, создает пространства возможностей для учеников, осуществление реального выбора собственной образовательной траектории.
Особенности тетради УМК Тетрадь - это пространство собственных проб ребенка. Она не дублирует материал учебника. В тетради фиксируются основные открытия детей в форме схем и моделей, ход общеклассного продвижения в учебном предмете, а также результаты самостоятельного поиска.
Объединенный авторский коллектив (научный руководитель проф.Б.Д.Эльконин) русский язык (авторский коллектив: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, И.Г.Маркидонова); математика (авторский коллектив: С.Ф.Горбов, В.М. Заславский, Н.Л.Табачникова, А.В.Морозова); литература (авторы Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская); природоведение (авторский коллектив: А.Б.Воронцов, Е.В.Высоцкая, В.А.Львовский, Е.В.Чудинова), изобразительное искусство (авторы Ю.А.Полуянов, Т.А.Матис),
Методические и организационные средства психолого-педагогического обеспечения учебного процесса Разновозрастное сотрудничество как педагогические условие реализации «чувства взрослости» младших подростков; Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения; Работа с текстами как средство плавного изменения жанра учебного общения; Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в основной школе; Работа с «картой знаний» в учебном предмете как средство построения образовательной траектории учащихся
Результаты переходного периода Рекомендуемые способы условий организации образовательного процесса на переходном этапе позволят: Осуществить плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования; Воспитать у младших подростков стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; В значительной мере индивидуализировать контрольно-оценочные действия учащихся; Создать предпосылки для индивидуализации учебной деятельности ( умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»)
Совместные действия учителей начального и основного образования на этапе 5-6 классов Необходима специальная работа по созданию в школе педагогической «команды», деятельность которой должна разворачиваться в соответствии со следующими принципами: 1) Координация действий учителей, работающих в 5-6-х классах, через создание межпредметного методического объединения; 2) Учителя 5-6-х классов (демократический стиль общения, любовь и уважение к детям, умение организовывать коллективные формы обучения и учения, умение раскрывать сложные истины доступно, ярко и глубоко) должны обеспечивать возможность младшему подростку безболезненно «прожить» переходный этап в своем развитии; 3) На период перехода целесообразно сохранить систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы; 4) Основной уклад жизни школьников строится в рамках принятой в начальной школе системы; 5) Усиление роли групповых (коллективных) форм обучения в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной); 6) Работа временного творческого коллектива учителей (семинары, специальные деловые игры, разновозрастное сотрудничество, открытые уроки); 7) Традиция (ритуал), обозначающую переход учеников из детства в отрочество
Аспекты обсуждения проблемы безотметочной системы оценивания Аспект 3 Изменение всей контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе Аспект 1. Отметка как травмирующий элемент в обучении ребенка Аспект 2 Изменение шкалы оценивания (например, 10,12,100 и т.д. баллов)
Три принципиальных замечания Замечание 1. Рассматривать КОД в начальной школе нельзя в отрыве от других ступеней образования Изменения в КОД в контексте системных изменений по всем направлениям модернизации образования Замечание 2. Рассматривать КОД в двух аспектах: в процессе обучения (учения) и итоговая аттестация Замечание 3. Изменения в КОД требуют определения в их приоритетах и должны осуществляться плавно и постепенно по мере готовности школы
Основные педагогические условия для разворачивания КОД 1. Безотметочная система оценивания как основа изменения учебной мотивации и построения КО самостоятельности МШ 4. Поисково- исследовательский тип предметного содержания 5. Особые «ритмы» в организации ОП 2. Деятельностный подход в организации ОП. 3. Организация разных форм совместности детей 6. Ориентация на методы НЕ обучения, а учения учащихся.