Академик РАО Малофеев Н.Н.. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
Академик РАО Малофеев Н.Н.. ИКП РАО Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ( г. Пр.-271) «Новая школа - это школа для всех.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: (основные положения).
Проект СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
ФГОС дошкольно го образовани я ОП ФГОС НОО Стандарт для обучающих ся с ОВЗ ФГОС ООО Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам.
Стандарт специального образования в новых условиях.
Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Концепция специального федерального государственного.
Материал по теме: ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Требования к структуре основных образовательных программ.
Проект СФГОС Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ Основные положения концепции.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию 2016.
Закон РФ «Об образовании» Ст. 14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением.
Проект специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ (в том числе для детей с ЗПР) Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
(К докладу на МО) Подготовила Н.Н.Никифорова. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями.
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ Заместитель директора НРМОБУ «ПСОШ 2» Певченко Е.Е.
Транксрипт:

академик РАО Малофеев Н.Н.

Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья

Не все дети с ОВЗ охвачены образованием (в СССР – менее трети) Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система образования их отторгает. Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получая там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха зрения речи опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития умственной отсталостью выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм множественными нарушениями развития

уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания

от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Столь принципиальные различия наблюдаются не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ - разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям

растет число детей с тяжелыми комплексными нарушениями (более 40% учащихся С(К)ОУ) благодаря успешному внедрению научных достижений в сфере ранней и дошкольной помощи около четверти детей с ОВЗ к 7-и годам достигают близкого к норме уровня психического развития, ранее это считалось исключительным достижением

СФГОС - инструмент дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и гарантий специальной помощи детям, интегрированным в общеобразовательную среду

максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта

обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ; эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое; создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно- функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

результатам структуре условиям конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный)

Шесть традиционных областей образования, но их содержание выстраивается в новой логике. Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента - «академический» и «жизненной компетенции».

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни 3. Овладение навыками коммуникации 4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации 5. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.

Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Глухие дети – I, II, III, IV Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений) Слепые дети – I, II, III, IV Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений) Дети с речевыми нарушениями – I, II, III Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV Дети с ЗПР - I, II, III Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается) Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

Публикации, раскрывающие содержание СФГОС детей с ОВЗ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития Никольская О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития

Адрес Института коррекционной педагогики РАО: , Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1 Тел. 8(499)

Учебно-методические пособия, разработанные на базе ИТ

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: 1. Язык – речевая практика 2. Математика – практика применения математических знаний 3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 4. Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 5. Обществознание – практика жизни в социуме 6. Знание об искусствах – практика творчества

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка

Овладение началами математики (например: понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.); Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.) Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире, Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание выгоды и трудности собственного места проживания. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Овладение первоначальными знаниями о человеке. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта. Развитие вкуса и способности к разносторонней самореализации, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), умения мечтать и строить планы на будущее, считаясь с чувствами и намерениями других людей.

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка.

СФГОС – первый вариант Устанавливаются обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования

Самым общим результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства.

Предлагается описать ожидаемые результаты освоения ребенком выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – академический и жизненной компетенции.

что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования, что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике, насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребенка в достижении ориентиров заданных стандартом и максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.

отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ.

предлагается использовать иной метод - экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка, результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам группы условных единиц.

продвижения ребенка по обоим направлениям – академическому и жизненной компетенции. Соотношение продвижения ребенка по этим двум направлениям является определяющим для оценки качества образования в первом, втором и третьем вариантах специального стандарта. В четвертом варианте, где компонент жизненной компетенции становится доминирующим, продвижение ребенка в этом направлении становится основным искомым результатом образования.

Кадровое обеспечение Финансово-экономическое Материально-техническое Информациронное