Информационно-экскурсионная деятельность «Информационно-экскурсионная деятельность» является одной из дисциплин в системе подготовки экономиста – менеджера по специальности: Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство), закладывающей базу научных знаний, на основе которых в дальнейшем строится все обучение и практическая деятельность специалистов туризма. Студенты знакомятся с задачами и содержанием работы экскурсионных учреждений, развитием экскурсионного дела, вопросами руководства туристско-экскурсионной работой, основными направлениями совершенствования экскурсионной деятельности. Дисциплина построена на основе адаптации знаний, полученных в аудитории, путем конкретной экскурсионной и практической работы студентов на объектах экскурсионного показа. Материал лекционных занятий поможет студентам, обучающимся по специальности «Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)», самостоятельно разрабатывать и проводить экскурсии.
2 Общие сведения по дисциплине Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Читается для специальностей «Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» Важность изучения дисциплины Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины позволят студентам самостоятельно разрабатывать экскурсионные маршруты по Белгороду, Белгородской области и по России. Сфера профессионального использования В результате изучения дисциплины студенты полуют знания, которые им будут необходимы для работы на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства
3 Краткое описание дисциплины Данная дисциплина углубляет знания об экскурсионном обслуживании туристов. Материал лекционных занятий поможет студентам, обучающимся по специальности «Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)», умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины позволят студентам самостоятельно разрабатывать и проводить экскурсии.
4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является подготовка специалистов, способных самостоятельно разрабатывать и планировать экскурсионные маршруты по городу и его пригородам, а также, способных самостоятельно осуществлять информационно-экскурсионную деятельность в туристической фирме. Задачи: 1. Изучить историю развития экскурсионного дела; 2. Рассмотреть методику подготовки и проведения экскурсий; 3. Раскрыть признаки и функции экскурсий; 4. Изучить особенности показа и рассказа на экскурсии, их взаимодействие; 5. Дать характеристику разных видов экскурсий; 6. Сформировать знания о технике проведения экскурсий; 7. Дать характеристику профессионального мастерства экскурсовода.
5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Дисциплина «Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях гостиничного хозяйства и туризма» углубляет знания об истории Белгородчины, о культурном и творческом наследии. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины позволяют сформировать необходимую базу для восприятия дисциплин, которые будут изучаться в последующем, таких как «География туристских центров», «Организационные основы приема и обслуживания туристов», «Специальные виды туризма».
6 Начальные знания Для успешного освоения курса студенты должны уметь работать с литературными, статистическими источниками, периодической печатью; уметь обобщать и выделять главное, анализировать происходящие процессы.
7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны ЗНАТЬ: 1. общие положения об организации экскурсии; 2. задачи, направления и перспективы развития экскурсионного дела; 3. виды экскурсий, их особенности в зависимости от аудитории, форме и места проведения, содержания, способа передвижения; 4. методику разработки и проведения экскурсии; 5. требования к технике проведения экскурсии. В результате изучения дисциплины студенты должны УМЕТЬ И ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ: 1. проводить информационно-экскурсионную деятельность; 2. планировать туристические маршруты по городу и району; 3. применять на практике методические приемы рассказа и показа; 4. разрабатывать и проводить различные виды экскурсий в зависимости от потребностей населения; 5. навыками составления маршрутов, методических разработок различных видов экскурсий; 6. специальной терминологией и лексикой данной дисциплины.
8 Содержание лекционного курса РАЗДЕЛ 4. Виды экскурсий 4.1. Исторические экскурсии 4.2. Природоведческие экскурсии 4.3. Производственные экскурсии 4.4. Искусствоведческие экскурсии 4.5. Литературные экскурсии 4.6. Городская обзорная экскурсия 4.7. Музейные экскурсии 4.8. Краеведческие экскурсии 4.9. Загородные экскурсии РАЗДЕЛ 5. Профессиональное мастерство экскурсовода 5.1. Экскурсовод - профессия 5.2. Личность экскурсовода 5.3. Экскурсоводческое мастерство 5.4. Умения и навыки экскурсовода 5.5. Речь экскурсовода 5.6. Внеречевые средства общения
9 РАЗДЕЛ 4. Виды экскурсий 4.1. Исторические экскурсии Первая тема знакомит с историческими экскурсиями: целями их проведения, видами, особенностями методики проведения и методики подготовки, особыми методическими приемами, которые могут быть использованы в практике экскурсоводов. Также рассматриваются памятники истории и культуры, их классификация и признаки.
Природоведческие экскурсии Вторая тема курса знакомит с природоведческими экскурсиями. Раскрывает их значение, классификацию природоведческих экскурсий и объектов, методику подготовки природоведческих экскурсий и методика проведения.
Производственные экскурсии Данная тема раскрывает роль и значение производственных экскурсий в современном мире, их значение в профессиональной ориентации школьников. Рассмотрены особенности методики подготовки проведения производственных экскурсий.
Искусствоведческие экскурсии В данной теме рассмотрено Значение искусствоведческих экскурсий. Раскрыты особенности методики проведения экскурсий, посвященных произведениям архитектуры, скульптуры, деятелям искусства, на архитектурно-градостроительные темы. Раскрыты особенности проведения экскурсий в храмах
Литературные экскурсии Тема раскрывает значение литературных экскурсий, типы литературных экскурсий и особенности их подготовки и проведения.
Городская обзорная экскурсия Рассмотрены типы городских обзорных экскурсий, методика подготовки городских обзорных экскурсий и методика проведения.
Музейные экскурсии В данной теме раскрывается значение музейных экскурсий. Дано представление о существующих видах музеев, их функциях. Рассмотрены этапы подготовки экскурсии в музеи и методика проведения экскурсий.
Краеведческие экскурсии Тема раскрывает роль краеведческих экскурсий в патриотическом воспитании населения. Рассмотрены этапы подготовки краеведческих экскурсий, особенности отбора фактического материала и объектов для экскурсий, методика проведения экскурсий.
Загородные экскурсии Дана характеристика загородных экскурсий. Рассмотрены особенности организации маршрута при длительных загородных экскурсиях, контакт экскурсовода с группой. Также раскрыты особенности методики подготовки и проведения загородных экскурсий.
18 РАЗДЕЛ 5. Профессиональное мастерство экскурсовода 5.1. Экскурсовод - профессия Данный раздел посвящен профессиональному мастерству экскурсовода. Первая тема раздела рассматривает профессиональные требования к экскурсоводу.
Личность экскурсовода Тема раскрывает личностные качества экскурсовода, процесс развития задатков и способностей личности, роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии.
Экскурсоводческое мастерство Рассмотрено профессиональное мастерство экскурсовода, роль эрудиции и интуиции, пути повышения мастерства экскурсовода.
Умения и навыки экскурсовода Тема раскрывает роль специальных умений и навыков экскурсовода, способы и пути.
Речь экскурсовода Тема раскрывает специфику ораторского искусства, особенности речи экскурсовода
Внеречевые средства общения Данная тема раскрывает понятие и виды внеречевые средства общения. Рассмотрена классификация жестов, используемых в показе.
24 Контрольные мероприятия Для контроля полученных знаний необходимо изучить теоретический материал, ответить на вопросы в конце каждой темы. Также необходимо подготовить курсовую работу и провести экскурсию.
25 Глоссарий Военно-исторические экскурсии способствуют распространению знаний о войнах и сражениях, которые проходили на территории страны, раскрывают причины их возникновения и последствия. Общеисторические экскурсии знакомят с героическим прошлым нашей Родины, ее историей, помогают лучше понять ту или иную эпоху, особенности социально-экономического строя. Археологические экскурсии построены на показе вещественных исторических источников, обнаруженных в местах раскопок древних поселений, погребений, городищ и т. п. Этнографические экскурсии рассказывают об истории народа, его обычаях и традициях. Письменные памятники летописи, законодательные документы, различные грамоты и акты, пресса, листовки, материалы делопроизводства, статистические сведения Вещественные памятники орудия труда, ремесленные и промышленные изделия, оружие, украшения, предметы быта, монеты, печати, боевые награды, личные вещи участников событий и пр. Особенности исторических экскурсий - содержание экскурсии содержит достоверные исторические факты; характеристика исторических экскурсий содержит рассказ о людских судьбах, известных и неизвестных героях; события прошлого и настоящего в экскурсии связаны между собою; наличие на экскурсии историко-краеведческого материала. Природоведческие экскурсии – посвящены изучению и объяснению объектов и явлений природы, играют большую роль в воспитании экологической культуры у населения, так как знакомят с актуальными проблемами экологии, вопросами охраны природы, позволяют увидеть и оценить природные богатства своего края. Ботанические экскурсии знакомят с растительным миром, раскрывают взаимосвязь и взаимообусловленность природных процессов и явлений, их народно-хозяйственного и оздоровительного значения. Зоогеографические экскурсии раскрывают влияние биологических условий на видовой состав, развитие, численность, миграцию животных, их приспособляемость к окружающей среде, их значение для человека, народного хозяйства, охрану животных. Гидрологические экскурсии организуются по морям, озерам, рекам и водопадам, в них рассказывается о значении водных ресурсов в быту, народном хозяйстве, о развитии гидроэнергетики и принятом в нашей стране водном законодательстве по охране вод от загрязнения и истощения. Геологические экскурсии знакомят экскурсантов с происхождением и строением Земли, богатствами недр, рассказывают о значении и добыче полезных ископаемых. Производственно-исторические экскурсии раскрывают историю предприятия от его возникновения до наших дней; производственно-экономические посвящены таким вопросам, как производительность и научная организация труда, себестоимость продукции и борьба за ее высокое качество. Производственно-технические экскурсии показывают ход технологического процесса, работа отдельных цехов и участков, пропагандируется передовой опыт, что способствует повышению квалификации участников экскурсии (как правило, это работники родственных предприятий, инженерно-технические и руководящие кадры). Искусствоведческие экскурсии помогают развитию духовного мира, воспитанию художественного вкуса экскурсантов. Особенность искусствоведческих экскурсий заключается в том, что их зрительной основой – объектами показа и рассказа – являются произведения искусства. Основным содержанием экскурсий, посвященных различным видам искусства, является глубокий искусствоведческий анализ художественных произведений. Литературные экскурсии помогают приобщить экскурсантов к художественной литературе, эффективной формой популяризации русских писателей. Способствуют эстетическому воспитанию, оказывают влияние на взгляды людей, формируют художественный вкус, активизируют творческое воображение экскурсантов
26 Список литературы Основная литература Артемова, Е. Н. Основы информационно-экскурсионной деятельности предприятий туризма [Текст] / Е. Н. Артемова, В. А. Козакова. – Орел : ОрелГТУ, – 116 с. Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения [Текст] / Р.А. Дьякова. – М. : Наука, с. Гецевич, Н.А. Основы экскурсоведения [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Гецевич. – М. : Университетское, с. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] : учебник / Б.В. Емельянов. - М. : Cоветский Спорт, с. Емельянов, Б.В. Экскурсия [Текст] : учеб. пособие / Б.В. Емельянов. – М. : Наука, с. Емельянов, Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт [Текст] / Б.В. Емельянов. – М. : Профиздат, с. Закис, А.А. Экскурсионное обслуживание местного населения [Текст] / А.А. Закис. – М. : Профиздат, 1983 г с. Организация и методика проведения экскурсионной работы [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Даринского А.В. и др. – М. : Профиздат, г. Дополнительная литература Дьякова, Р. А. История экскурсионного дела в СССР [Текст] / Р.А. Дьякова. – М. : ЦРИБ Турист, – 140 с. Емельянов, Б. В. Основы экскурсоведения [Текст] / Б.В. Емельянов. – М. : ЦРИБ Турист, – 86 с. Емельянов, Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий [Текст] / Б.В. Емельянов. – М. : ЦРИБ Турист, – 160 с. Емельянов, Б. В. Экскурсионное обслуживание населения [Текст] / Б.В. Емельянов. – М. : ЦРИБ Турист, – 240 с. Илюхин, М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: методические рекомендации [Текст] / М.М. Илюхин. – М. : ЦРИБ Турист, – 156 с. Илюхин, М. М. Рассказ на экскурсии: методические рекомендации [Текст] / М.М. Илюхин. – М. : ЦРИБ Турист, – 140 с. Малышев, А. А. Элементы логики в экскурсиях. Методические рекомендации [Текст] / А.А. Малышев. – М. : ЦРИБ Турист, – 88 с. Горбов В. М. Туризм для всех [Текст] / В.М. Горбов, П.С. Пасечный. – М. : ЦРИБ Турист, – 188 с. Пасечный, П. С. Туризм и экскурсии [Текст] / П.С. Пасечный. – М. : ЦРИБ Турист, – 124 с. Родин, А. Ф. Экскурсионная работа по истории [Текст] / А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский. – М. : Просвещение, – 210 с. Internet-ресурсы Турбизнес: информационно-аналитический журнал для профессионалов Туризм в России: Единая информационная система. Туризм и отдых Туризм. Отдых. Спорт. Туринфо: еженедельная газета туристического рынка в России