Урок обществознания. 10 класс
ТЕМА УРОКА: Социальное познание
Цели по содержанию урока: УСВОИТЬ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ И ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ИЗУЧЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ, ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ИЗУЧЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРОЦЕССОВ; РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ.
Основные этапы урока 1. Мотивация 2. Постановка целей и задач 3. Предоставление необходимой информации 4. Интерактивное упражнение 5. Рефлексия
? Проблема Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. Значит ли это, что для изучения общества используются те же методы, что и для изучения природы?
Поработайте с источником информации
Социальное познание познание общества познание социальных явлений познание социальных процессов
Задачи социального познания Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений
Методы социального познания теоретическиеэмпирические 1. Метод анализа: Анализ документов Сравнительно- исторический анализ литературы 2. Метод обобщения 3. Метод классификации 4. Метод умозаключения 5. Статистический метод 6. Выдвижение гипотезы 1. Метод наблюдения 2. Метод опроса: Анкетирование Интервью 3. Тестирование 4. Метод экспертной оценки 5. Метод социометрии 6. Метод эксперимента 7. Измерение социальных установок
Особенности социального познания Трудности в изучении социальных явлений и процессов (многообразные связи и отношения) Исследование идеальных, духовных отношений (более сложных и противоречивых) Общество одновременно объект и субъект познания Ограниченные возможности методов наблюдения и эксперимента Применение конкретно-исторического подхода к социальным явлениям – изучение социальных явлений в историческом развитии
Информация к размышлению Как Вы думаете, чем связаны эти предметы?
Графический тест самооценки для измерения «образа» социальной структуры общества Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Посмотрите внимательно рисунки, после чего прочитайте суждения и выберите из них то, с которым Вы согласны. На рисунке, соответствующем выбранному Вами суждению, отметьте крестиком в одной из клеток место, которое, по Вашему мнению, Вы занимаете в обществе. 1. В нашем обществе часть людей находится в «низах», а часть в «верхах». Естественно, они не изолированы полностью, их связывает между собой небольшой промежуточный слой (рис. 1). 2. В нашем обществе люди располагаются друг над другом по «слоям»: чем выше слой, тем меньше число людей, входящих в него (рис. 2). 3. В нашем обществе большинство людей занимают «среднее положение» и различия между ними незначительны. Однако имеется небольшая часть людей, положение которых намного хуже, чем у большинства, и другая часть, положение которых намного лучше (рис. 3). 4. В нашем обществе различия между положением разных групп населения незначительные (рис. 4).
Рефлексия Оцените свою работу на уроке по 10- балльной шкале, ответив на вопросы: как Вы усвоили материал темы получил прочные знания, усвоил весь материал – 9 – 10 б. усвоил учебный материал частично – 7 – 8 б. мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 – 6 б. как Вы работали? Удовлетворены ли своей работой? сам справился со всеми заданиями, удовлетворен своей работой - 9 – 10 б. допускал ошибки (указать, где) – 7 – 8 б. сделал много ошибок – 4 – 6 б. как работала группа? дружно, совместно разбирали задачи – 9 – 10 б. не все активно участвовали в обсуждении – 7 – 8 б. работали вяло, без интереса – 4 – 6 б. сформулируйте свое мнение об уроке: что понравилось, свои пожелания.
Спасибо за работу!