Опыт разработки учебных материалов нового поколения на примере ЦОР
Предыдущий опыт 30-летняя история на рынке существует немало ЦОР ЦОР редко используются в учебном процессе причины, затрудняющие использование существующих ЦОР в учебном процессе: 1) подавляющее большинство существующих ЦОР не соответствует стандартам, учебникам и учебным программам; 2) нет методических рекомендаций по использованию ЦОР в учебном процессе и т.д.
Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК Информационные источники сложной структуры (ИИСС) Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) Первая широкомасштабная и комплексная программа создания педагогически целесообразных ЦОР
Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе
это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) -
За счет дополнения существующих учебников/УМК наборами ЦОР планируется: создать условия для повышения качества обучения на основе использования в учебном процессе широкого спектра цифровых ресурсов; ориентировать учителя на применение образовательных технологий, способствующих формированию у учащихся новых образовательных результатов; обеспечить учебный процесс методическими материалами, стимулирующими учителей к использованию современных образовательных технологий, интерактивных методов обучения; материалами, обеспечивающими возможность использования различных форм учебной работы
Цифровые образовательные ресурсы не должны: представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику / УМК; дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.п. информацию
Соответствие международным тенденциям ЦОРы являются «традиционным» элементом стандартного УМК, не заменяя, но соседствуя с книгой для ученика, рабочей тетрадью, дидактическими и другими более привычными для нашего образования «бумажными» материалами; методическое пособие для учителя, входящее в состав УМК, представляет собой очень полные поурочные методические разработки, куда органично включены рекомендации по использованию тех или иных ЦОР. В Великобритании аналогичные наборы уже достаточно прочно вошли в школьную практику:
Конкурсы ELSP/А 2/Gr/001_02 - первый конкурс на разработку наборов ЦОР к существующим учебникам (март 2005 г. - май 2006 г.); ELSP/А 2/Gr/001_05 - дополнительный конкурс по разработке и формированию наборов ЦОР к предметам БУП, не обеспеченных ЦОР в рамках конкурса ELSP/А 2/Gr/001_02 (июнь 2006 г. – февраль 2007 г.)
Экспертиза Содержательная Специалист в предметной области Технологическая Специалист в области ИКТ Комплексная экспертиза
Приоритеты экспертизы соответствие современным подходам к отбору содержания образования и методам обучения: соответствие современным подходам к выбору технологических решений: ориентация на учебные активности; методический потенциал; организация контрольно-оценочной деятельности; многообразие способов использования набора ЦОР; рекомендации по эффективному использованию ЦОР адекватность спектра и уровня технологической реализации набора ЦОР поставленной задаче; удобство интерфейса; дизайн-эргономическое качество; степень адаптации набора ЦОР к образовательному процессу
Итоги конкурсов Поддержана разработка 146 наборов ЦОР к учебникам Федерального перечня: 75 наборов ЦОР – первый конкурс; 71 набор ЦОР – дополнительный конкурс. Схема распределения наборов ЦОР по учебным дисциплинам
Схема распределения наборов ЦОР по учебным дисциплинам
На что оказались способны Издательства Издательства, специализирующиеся на разработке цифровых образовательных ресурсов, испытывали трудности с разработкой методических рекомендаций по использованию ЦОР в учебном процессе, но их ЦОРы, как правило, были выполнены на высоком технологическом уровне; Издательства, специализирующиеся на выпуске «бумажных» учебно-методических материалов, давали более качественное методическое сопровождение, но демонстрировали достаточно посредственный уровень технологических решений. Конкурс по разработке наборов ЦОР позиционировался как самый простой, понятный и прогнозируемый. Он задумывался как конкурс Издательств, знающих толк в разработке бумажных и цифровых образовательных ресурсов для школы. Оказалось, что: Актуальность педагогического проектирования
В представленных наборах ЦОР основной акцент сделан на расширении возможностей предъявления учебной информации. Их можно разделить на следующие группы: 1) наборы ЦОР, где основной упор делается на использование представленных в цифровой форме «традиционных» для школы ресурсов видео и аудио фрагментов, статических изображений и пр.; 2) наборы ЦОР, основанные на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате модели, интерактивные тесты и пр.; 3) наборы ЦОР, сочетающие оба выше обозначенных подхода (наиболее удачное решение); 4) наборы ЦОР, которые вполне можно было издать традиционным образом в виде хрестоматии или печатного приложения к учебнику и использовать полностью без компьютера (самый неудачный подход). Какие наборы ЦОР мы получили
Финансы Выделенного финансирования оказалось недостаточно для создания высококачественных и полноценных наборов ЦОР Недостаточно финансирования было выделено потому, что основная идея конкурса состояла не в разработке, а в формировании наборов ЦОР
Почему не удалось «формировать» наборы ЦОР Издательства не смогли использовать ресурсы Коллекции, ЦОР других разработчиков, а также необходимые видеофрагменты и звукозаписи: не урегулированы вопросы, связанные с авторскими правами; наполнение Коллекции велось одновременно с созданием ЦОР ©
Каким будет законченный продукт Качество законченного продукта во многом будет зависеть от качества апробации, взаимодействия апробаторов, экспертов и разработчиков. Слабым местом большинства разрабатываемых наборов ЦОР является методическое сопровождение. Здесь также позитивную роль может сыграть работа по апробации этих материалов.
Прогнозы Гарантированный результат уже в краткосрочной перспективе: наборы ЦОР безболезненно вписываются в традиционный классно-урочный учебный процесс; возможно широкое внедрение лучших образцов наборов ЦОР в общеобразовательные учебные заведения.
Показатели результативности проекта достижение новых качеств учения и обучения на основе активного использования ЦОР; создание условий для перехода к использованию инновационных учебных материалов; формирование ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса за счет систематического использования ЦОР; повышение квалификации издательств в области создания ЦОР, отвечающих запросам реального учебного процесса