Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 10 Кировского района г. Волгограда Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для 9-ых классов Тема: «Коварные знаки препинания (трудные случаи пунктуации)» Автор курса: Л. М. Серегина Учитель:Преподаватель высшей категории Манаенкова Г. Г.
Цели курса: Осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе.
Задачи курса: Совершенствование речевых умений школьников; Гибкое применение разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром; Развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся; Овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Актуальность курса: Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе. Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.
Содержание курса:
Учебно-тематический план Тема занятийКол-во часов Виды деятельностиФормы контроля 1.Пунктуационные нормы современного русского языка 2Вводная лекция с элементами беседы 2.Основные правила применения знаков препинания в тексте 1Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации Проверка работ, определение уровня учащихся 3.Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей 3Исследовательская работа в группах с текстами, подготовка буклета по выбранной теме – защита проекта, обсуждение Защита проектов
Тема занятийКол-во часов Виды деятельностиФормы контроля 4.Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис 2Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания Оценка соответствий интонации и знака препинания 5.Знаки препинания в рекламе 2Ролевая игра: заказчик – авторский коллектив – потребитель – специалист (эксперт) Оценка экспертов 6.Нерегламентированная пунктуация: -Историческая; -Контекстуально обусловленная; -Собственно авторская 3Защита проекта – группа из 2-3 чел. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов Коллективна я оценка результатов проекта
Тема занятийКол-во часов Виды деятельностиФормы контроля 7.Комбинированные знаки препинания 1Вступительная лекция, практическое занятие 8.Итоговая контрольная работа 2Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности Проверка контрольных работ 9.Итоговое занятие1Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся Итого: 17 занятий
Пунктуация Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь.
Например: Известное почти всем выражение: «Казнить нельзя помиловать!» Без знаков препинания оно имеет весьма двойственный смысл. Однако, от положения запятой вполне «могла зависеть чья-то жизнь»: «Казнить, нельзя помиловать!» или «Казнить нельзя, помиловать!»
Содержание программы
Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы. Назначение пунктуации – «держать текст» (К. Г. Паустовский) Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур и официально- деловых и художественных текстах. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста. Историческое изменение в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенность его коммуникативной компетенции.
Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетание друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
Спасибо за внимание!