Программа и учебник предмета Биология 6 – 11 кл. Авторская линия под редакцией профессора И.Н.Пономаревой 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьные учебники по биологии в настоящее время Авторская линия учебников под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Пономарева Ирина Николаевна Автор: Пономарева.
Advertisements

Школьные учебники и требования ФГОС II поколения в обучении биологии проф. И.Н. Пономарева Март 2013 г.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
В соответствии со ст.14 п. 5 закона Российской Федерации «Об образовании» настоящая Программа является основой для разработки основной образовательной.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
МБОУ «Иртовская ООШ» Разработка рабочей программы по предмету на основе примерной программы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Фоменко И.А., начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и государственной аккредитации ЦКО ГОУ ВПО Академия социального.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации.
Профильная и профессиональная направленность преподавания общеобразовательных дисциплин Апухтина Анна Геннадьевна заведующая кафедрой общеобразовательных.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
УМК по химии под редакцией Н.Е. Кузнецовой. При выборе УМК необходимо учитывать: Особенности общеобразовательного учреждения (статус учреждения) Уровень.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер; Возможность менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ ПАСЕЧНИК Владимир Васильевич ШВЕЦОВ Глеб.
Транксрипт:

Программа и учебник предмета Биология 6 – 11 кл. Авторская линия под редакцией профессора И.Н.Пономаревой 2010

Этапы создания линии 1993 год – создание программы; 1998 год – создание учебников 6 – 9 кл; 1999 год – создание учебников 10 – 11 кл. К 2000 году выпущена полная линия учебников 6 – 11 классов. В 2008 году все учебники 6-10 классов получили гриф МОиНРФ,11 класс представлен в ФЭС В 2009 г вышел учебник 10 класса (профильной уровень), готовится к изданию 11 класс. Все учебники имеют учебно-методическое сопровождение (рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, примерные тематические планы)

Основные идеи авторской программы Два цикла: 6-9 кл. и кл. Экологизация содержания; Культурологическая направленность курсов; Отражение идей гуманизации, гуманитаризации и компетентностного подхода в обучении; Обновление научного содержания в соответствии с достижениями науки биологии; Обновление методического аппарата в соответствии с достижениями науки методики обучения биологии; Отражение концептуальных идей педагогики для современной общеобразовательной школы.

Основные ориентиры, характеризующие учебник 1. В основу учебника заложено авторское выражение программного содержания образования; 2. Учет специфики предмета, надпредметной области и возможностей образовательной среды; 3. Учет позитивного российского и зарубежного опыта по содержанию, оформлению и функционированию учебника в образовательном процессе; 4. Реализация преемственности образа «Учебник» от начальной школы к основной, затем к старшей школе и педагогической высшей школе, по принципу «школа-вуз-школа»;

5. Соответствие содержания учебника Государственному Стандарту предметного образования, но в вариативном изложении содержания биологии в старшей школе. 6. В учебнике биологии, наряду с другим иллюстративным материалом, обязательны фотографии живых природных объектов. 7. Учебник является основным системообразующим фактором УМК и всей информационно-образовательной среды 8. Учебник 6 – 11 кл. является частью целостной линии, отражающей уровни учебного содержания предметной области преемственно от курса к курсу, от основной школы к старшей школе.

Главная идея учебника современной школы Это книга авторского выражения программного содержания учебного предмета, ориентированная на формирование у школьников ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования, под которым понимается умение применять на практике сформированные знания и навыки, самостоятельность деятельности и личная ответственность за принятие решений.

Реализация авторских идей в учебниках В курсе биологии 6 класса: отдельно изложены морфологический и физиологический материалы. В книге даны 2 варианта изучения курса – с 1 и 2 часами в неделю. Для курса биологии классов созданы 2 варианта учебников – для базового и профильного уровней изучения дисциплины. Все учебники биологии классов переработаны в соответствии с госстандартом 2004 года, включают в себя идеи гуманизации, деятельностного и компетентностного подходов. Особое внимание уделено экологизации, практическому значению знаний, развитию самостоятельности и самоконтроля.

Страницы учебника

Страница учебника 6 класса для самоконтроля

Страница учебника 9 класса

Учебник 10 класса. Базовый уровень

Учебник 10 класса. Профильный уровень

Учебник в решении задач качества образования + В системе аппарата ориентировки: - в начале главы дан перечень ожидаемых результатов («Вы узнаете» и «Вы сможете»); - в начале параграфа даны задания для актуализации («Вспомните» или «Вы знаете»). + В системе аппарата усвоения: - в конце параграфа 3-4 задания на закрепление, самоконтроль и практикование знаний и умений; - в конце главы(темы, раздела) даны задания на самоконтроль, рефлексию, применение знаний в действии, развитие интереса и творчества.

Дидактические карточки

6 класс по Стандарту 2004 г. Материалы учебника представлены на двух уровнях: для 1 часа и для 2 часов в неделю. Первый называем обязательным (он соответствует Стандарту), второй – называем дополнительным (к сожалению, он возможен только по решению школы). Обязательные параграфы обозначены красным цветом, дополнительные – зеленым. Придерживаемся схемы «1 параграф – 1 урок» Сокращены до минимума лабораторно- практических работ (их оставлено только 6). Добавлены рисунки и схемы взамен текста.

Отражение авторских идей в учебниках классов В соответствии с диверсификацией школьного биологического образования ориентируем учебники: базового уровня - в культурологическом направлении, показывая роль биологии в культуре общества и личности; профильного уровня - в направлении специализации по биологии (углубление и отражение профессий на биологической основе). ** Особое внимание уделено материалу, направленному на развитие самообразования, самоконтроля и творчества ученика

Диверсификация целей в старшей школе Базовый курс – Культурологические цели изучения курса биологии. Завершение образования учащихся на уровне базовых компетенций (для менталитета личности); Профильный курс – Углубление и расширение образовательной подготовки учащихся в области биологии с ориентацией на профессионализацию и выбор направления дальнейшего обучения в высшей школе.

Основные принципы отбора содержания в классах Базовый уровень курса биологии Принцип экологизации; Принцип культуросообразности; Принцип компетентности; Профильный уровень курса биологии; Принцип фундаментальности; Принцип профессиональной направленности; Принцип связи теории с практикой; Принцип экологизации; Принцип культуросообразности; Принцип компетентности; Принцип творческой активности.

Особенности курса биологии в классах Содержание учебного курса строится на основе интеграции знаний, свойственных структурным уровням организации жизни. Изложение учебного материала идет от биосферного уровня к молекулярному. В 10 классе рассматриваются три уровня: биосферный, биогеоценотический и популяционно-видовой. В 11 классе рассматриваются так же три уровня: организменный, клеточный и молекулярный. Структура курса обусловлена межпредметными связями – с географией (10 класс) и химией (11 класс), а также трудностью учебного материала молекулярного уровня.

Обратная связь Одобрены учителями: - интеграция биологических материалов по структурным уровням организации жизни, - порядок изложения от биосферного уровня к молекулярному, - экологизация, гуманизация и гуманитаризация, - включение материалов экологической и культурологической направленности, - компетентностный подход в обучении биологии, - использование рубрикации в параграфах, - применение разных типов заданий для самоконтроля и развития личности ученика, - наличие УМК по всем опубликованным учебным курсам биологии нашей авторской линии

Семинар с проф. И.Н.Пономаревой в Оренбурге год.