Программа и учебник предмета Биология 6 – 11 кл. Авторская линия под редакцией профессора И.Н.Пономаревой 2010
Этапы создания линии 1993 год – создание программы; 1998 год – создание учебников 6 – 9 кл; 1999 год – создание учебников 10 – 11 кл. К 2000 году выпущена полная линия учебников 6 – 11 классов. В 2008 году все учебники 6-10 классов получили гриф МОиНРФ,11 класс представлен в ФЭС В 2009 г вышел учебник 10 класса (профильной уровень), готовится к изданию 11 класс. Все учебники имеют учебно-методическое сопровождение (рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, примерные тематические планы)
Основные идеи авторской программы Два цикла: 6-9 кл. и кл. Экологизация содержания; Культурологическая направленность курсов; Отражение идей гуманизации, гуманитаризации и компетентностного подхода в обучении; Обновление научного содержания в соответствии с достижениями науки биологии; Обновление методического аппарата в соответствии с достижениями науки методики обучения биологии; Отражение концептуальных идей педагогики для современной общеобразовательной школы.
Основные ориентиры, характеризующие учебник 1. В основу учебника заложено авторское выражение программного содержания образования; 2. Учет специфики предмета, надпредметной области и возможностей образовательной среды; 3. Учет позитивного российского и зарубежного опыта по содержанию, оформлению и функционированию учебника в образовательном процессе; 4. Реализация преемственности образа «Учебник» от начальной школы к основной, затем к старшей школе и педагогической высшей школе, по принципу «школа-вуз-школа»;
5. Соответствие содержания учебника Государственному Стандарту предметного образования, но в вариативном изложении содержания биологии в старшей школе. 6. В учебнике биологии, наряду с другим иллюстративным материалом, обязательны фотографии живых природных объектов. 7. Учебник является основным системообразующим фактором УМК и всей информационно-образовательной среды 8. Учебник 6 – 11 кл. является частью целостной линии, отражающей уровни учебного содержания предметной области преемственно от курса к курсу, от основной школы к старшей школе.
Главная идея учебника современной школы Это книга авторского выражения программного содержания учебного предмета, ориентированная на формирование у школьников ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования, под которым понимается умение применять на практике сформированные знания и навыки, самостоятельность деятельности и личная ответственность за принятие решений.
Реализация авторских идей в учебниках В курсе биологии 6 класса: отдельно изложены морфологический и физиологический материалы. В книге даны 2 варианта изучения курса – с 1 и 2 часами в неделю. Для курса биологии классов созданы 2 варианта учебников – для базового и профильного уровней изучения дисциплины. Все учебники биологии классов переработаны в соответствии с госстандартом 2004 года, включают в себя идеи гуманизации, деятельностного и компетентностного подходов. Особое внимание уделено экологизации, практическому значению знаний, развитию самостоятельности и самоконтроля.
Страницы учебника
Страница учебника 6 класса для самоконтроля
Страница учебника 9 класса
Учебник 10 класса. Базовый уровень
Учебник 10 класса. Профильный уровень
Учебник в решении задач качества образования + В системе аппарата ориентировки: - в начале главы дан перечень ожидаемых результатов («Вы узнаете» и «Вы сможете»); - в начале параграфа даны задания для актуализации («Вспомните» или «Вы знаете»). + В системе аппарата усвоения: - в конце параграфа 3-4 задания на закрепление, самоконтроль и практикование знаний и умений; - в конце главы(темы, раздела) даны задания на самоконтроль, рефлексию, применение знаний в действии, развитие интереса и творчества.
Дидактические карточки
6 класс по Стандарту 2004 г. Материалы учебника представлены на двух уровнях: для 1 часа и для 2 часов в неделю. Первый называем обязательным (он соответствует Стандарту), второй – называем дополнительным (к сожалению, он возможен только по решению школы). Обязательные параграфы обозначены красным цветом, дополнительные – зеленым. Придерживаемся схемы «1 параграф – 1 урок» Сокращены до минимума лабораторно- практических работ (их оставлено только 6). Добавлены рисунки и схемы взамен текста.
Отражение авторских идей в учебниках классов В соответствии с диверсификацией школьного биологического образования ориентируем учебники: базового уровня - в культурологическом направлении, показывая роль биологии в культуре общества и личности; профильного уровня - в направлении специализации по биологии (углубление и отражение профессий на биологической основе). ** Особое внимание уделено материалу, направленному на развитие самообразования, самоконтроля и творчества ученика
Диверсификация целей в старшей школе Базовый курс – Культурологические цели изучения курса биологии. Завершение образования учащихся на уровне базовых компетенций (для менталитета личности); Профильный курс – Углубление и расширение образовательной подготовки учащихся в области биологии с ориентацией на профессионализацию и выбор направления дальнейшего обучения в высшей школе.
Основные принципы отбора содержания в классах Базовый уровень курса биологии Принцип экологизации; Принцип культуросообразности; Принцип компетентности; Профильный уровень курса биологии; Принцип фундаментальности; Принцип профессиональной направленности; Принцип связи теории с практикой; Принцип экологизации; Принцип культуросообразности; Принцип компетентности; Принцип творческой активности.
Особенности курса биологии в классах Содержание учебного курса строится на основе интеграции знаний, свойственных структурным уровням организации жизни. Изложение учебного материала идет от биосферного уровня к молекулярному. В 10 классе рассматриваются три уровня: биосферный, биогеоценотический и популяционно-видовой. В 11 классе рассматриваются так же три уровня: организменный, клеточный и молекулярный. Структура курса обусловлена межпредметными связями – с географией (10 класс) и химией (11 класс), а также трудностью учебного материала молекулярного уровня.
Обратная связь Одобрены учителями: - интеграция биологических материалов по структурным уровням организации жизни, - порядок изложения от биосферного уровня к молекулярному, - экологизация, гуманизация и гуманитаризация, - включение материалов экологической и культурологической направленности, - компетентностный подход в обучении биологии, - использование рубрикации в параграфах, - применение разных типов заданий для самоконтроля и развития личности ученика, - наличие УМК по всем опубликованным учебным курсам биологии нашей авторской линии
Семинар с проф. И.Н.Пономаревой в Оренбурге год.