«Информационная культура» Понятие «Информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия.
В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках информационного подхода большинство исследователей подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трёх уровнях. Информационная культура Информационная культура личности Информационная культура отдельных групп сообщества (нации, возраста, профессии) Информационная культура общества в целом
Информационная культура проявляется в: умении поиска необходимых данных в различных источниках информации; способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии; умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими; владении основами аналитической переработки информации; овладении практическими способами работы с различной информацией; знании морально-этических норм работы с информацией.
Информационная культура - это - новый тип общения, дающий свободу выхода личности в информационное пространство; - свобода выхода и доступ к информационному пространству от глобального до локального уровня, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; - новый тип мышления в результате освобождения человека от рутинной интеллектуальной работы.
Необходимо иметь в виду Ускорение и расширение процесса информатизации автоматически не повышает информационную культуру людей. Развитие информационной среды лишь создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.). Поэтому в информационном обществе возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
Можем ли мы назвать себя информационно грамотными людьми? Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.
В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей. В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю, можно рассматривать на трех уровнях: Информационная культура личности. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.). Информационная культура общества в целом.