Личностно- ориентированный подход в обучении Галина АлександровнаГусева- заместитель директора ДЮЦ по УМР www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
Под личностно ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ребенка и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора
Различие личностно ориентированного занятия от традиционного Целеполагание Деятельность педагога Деятельность обучающегося Отношения «педагог –обучающийся»
Требования к занятию Цель: формирование личности обучающихся средствами физической культуры Триединая задача занятия: образовательная: формирование знаний по физической культуре; развивающая: формирование двигательной подготовленности и умений; воспитательная: формирование культурологических стремлений, социально значимых качеств личности.
Место занятия в системе занятий Сообщается не только тема, но и предполагаемый порядок организации тренировки, совместно с детьми выбираются пути, способы решения образовательных задач. При этом необходимо создать условия, обеспечивающие обучающимся позицию субъекта при постановке задач и в ходе их реализации
На занятиях создается атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ребенка в тренировке, положительного эмоционального настроя на тренировку в течение всего занятия
Поведение тренера на занятии Организовать деятельность каждого ребенка, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, внимание, активность. Такое поведение позволяет отдельным детям, с учетом их индивидуальных способностей, положительно проявить себя, а стиль и тон тренера помогает им в этом
Процесс познания «от ребенка» осознание обучающимися хода своих действий; коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, опыта; интенсивная самостоятельная работа; работа обучающихся в паре во время проведения самоконтроля и самооценки; групповая работа в процессе поиска способа выполнения упражнения (педагог играет роль консультанта); межгрупповое взаимодействие при выполнении тренировочных упражнений; индивидуальная работа во время выполнения упражнений; оценка (поощрение) при подведении итогов, анализ того, как обучающийся выполнял задание; обсуждение с детьми в конце тренировки не только то, что нового узнали, чему научились, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по- другому.
Личностно- ориентированный подход требует: Использования разнообразных форм занятий Процедуры оценивания, которая должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей Использования различных видов контроля
Личностно- ориентированное обучение предоставляет каждому обучающемуся возможность изучить на занятии учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от способностей и индивидуальных предпочтений.
24 декабря 2010 г., семинар директоров дополнительного образования детей г. Нытва