Подготовила учитель математики МОУ СОШ 3 с. Садовое Красноармейского района Саратовской области Нечунаева Л.В.
Дать необходимые знания, которые помогли бы: отличить хороший тест от плохого; ориентироваться на уже сложившимся рынке тестов; самим правильно составлять тесты.
Теоретическая часть: понятие теста в педагогической науке; преимущества тестирования перед другими формами контроля; виды тестов; структура теста; виды тестовых заданий.
Практическая часть: оценка правильности тестовых заданий. Заключительная часть: Разбор практической части; Подведение итогов, заполнение отчета.
Есть две версии происхождения слова «тест»: 1. «Тест» - происходит из старо-французского языка и имеет синоним «чашка». 2. «Тест» происходит от английского слова «test» - испытание, исследование. Тест – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
1. Обеспечивает объективность контроля. Исключает субъективный фактор. Объективен только в том случае, если тест составлен качественно. Предполагается много вариантов, что тоже обеспечивает объективность проверки. 2. Легкая обработка результатов. Проверяется гораздо легче, чем контрольные работы. Экономия времени учителя. 3. Развивает логическое мышление учащихся, внимательность.
Тест – инструмент для измерения каких-либо свойств личности человека. По тому, какие свойства измеряются, выделяют различные виды тестов: психологические тесты; измеряют психические свойства: интеллект, память, личностные характеристики и т.п.; тесты профессиональной пригодности ( тесты для пилотов, радиооператоров и т.п.);
социологические тесты; культурологические и т.п. педагогические тесты ( тесты достижения) – измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений учащихся.
Тест – система заданий в соответствующей форме. Структура теста: раздел курса – тема курса – контролируемый элемент содержания ( что конкретно хотите проверить, какое понятие, знание какой формулы, даты и т.п.)
однозначность ответа. Основное требование к тестовым заданиям: однозначность ответа. По уровню сложности: 1. Задания фактического уровня ( задания, где требуется умение прочитать, формировать, идентифицировать). 2. Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).
3. Задания аналитическо-творческого уровня ( задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл).
1. Задания открытого типа: вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ и т.п. вместо многоточия вписать словосочетание, фразу, предложение. Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т.п.
1. Использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1-2; 2. Дополнять нужно наиболее важное – то. Что проверяем; 3. Дополнение лучше ставить в конце предложения; 4. Вопрос формулируем четко; 5. Ответ должен быть четким и однозначным. Эти задания нравятся детям, снижают утомляемость. Наибольшая трудность при составлении – наличие однозначного ответа.
2. Задания закрытого типа – альтернативный ответ: дается два варианта ответов: - да/нет или правильно/ неправильно. формулировка задания: верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т.п. Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию.
1. Вопрос должен содержать одну законченную мысль. 2. В вопросе надо избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе( «иногда», «обычно» и т.п.) 3. Вопрос должен быть четко сформулирован, избегать слов «мало», «много», «меньше», «больше» и т.п. 4. Не должно быть пространственных выражений и вопросов типа «Не считаете ли вы, что…» 5. Число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково.
3. Задание с множественным выбором: Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.
1. Вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение. 2. Все ответы должны быть грамматически согласованы с основной частью задания. 3. Как можно реже использовать отрицание в основной части. 4. Ответ не должен зависеть от предыдущих ответов. 5. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. 6. Место правильного ответа не должно повторяться из вопроса к вопросу. 7. Если ставится количественный вопрос, то ответы располагаются от меньшего к большему. 8. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.
4. Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков. Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т.п. Подходят эти задания для выявления фактической информации. Главный «минус» этих заданий – тривиальность (простота) тестирования. Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать.
1. Число данных одного списка не должно превышать Все списки должны помещаться на одной страницы. 3. Все ответы по конструкции должны быть однородны.
1. В тесте должны использоваться различные виды тестовых заданий для лучшего восприятия, избежания утомляемости. 2. Задания в тесте должны идти по каждой теме, от простого к сложному. 3. При составлении заданий или при оценке имеющегося теста необходимо, чтобы соблюдались правила, предъявляемые к различным видам заданий. 4. Необходимо избегать тривиальности тестовых заданий.
Задание должно: 1. Содержать одну законченную мысль. 2. Быть однозначным ( недопустимо двусмыслие или неточность формулировки). 3. Быть по теме контроля. 4. Быть кратким. 5. Быть независимым от других заданий теста. 6. Иметь простую структуру текста задания.
1. Быть согласованным по грамматической форме. 2. Не содержать вопроса с подвохом. 3. Содержать в основной части больше слов, чем в тексте ответа. 4. Представить возможность догадаться при выборе ответа с помощью: а) вербальных ассоциаций; б) содержащихся в ответе однородных слов. 5. Иметь случайное расположение правильных ответов. 6. Иметь не зависимые друг от друга ответы. 7. Не содержать двойного отрицания.
1.Аванесов, В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Учеб. пособие. - М: МГТА, Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. Майоров. - М.: Народное образование, Севрук, А. И., Папко, Т. П. Автоматизация подготовки тестовых заданий. //Педагогическая информатика, Челышкова, М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учеб. пособие. - М: Исслед. центр, Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2002.