Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе
«Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами шла в уровень с Европой» И.Э.Грабарь
XVII век – от парсуны – к портрету. -Первые парсуны еще тесно связаны с традициями иконописных изображений, в них чувствуется застылость, идеализация и отвлеченность образов -Сходство с изображаемым человеком – обязательное условие. «…яково бо что видит или … слышит тако и в образах рекше в лицах начертывает»
Конец XVII – начало XVIII века. Преображенская (Потешная) серия. -Проблема физического сходства играет решающую роль -Живопись не умеет обобщать, не может увидеть в индивидуальном типичное - «Передразнивание» древней иконной живописи
Иван Никитич Никитин ( ) -Один из «птенцов гнезда Петрова» -Родился в семье священника -Учился в Венеции и Флоренции -При Анне Иоанновне приговорен к бессрочной ссылке в Тобольск -Освобожден Елизаветой Петровной
Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795гг) -Его можно назвать прозаиком: на свои модели он смотрит трезвым взглядом простодушного художника -Особенно удавались образы знатных старух -Связь с живописью допетровской Руси -Создает конкретные, объективные образы, то, что модель хочет открыть зрителю
Иван Петрович Аргунов гг. -Крепостной графов Шереметевых -Одним из первых стал изображать модель просто, почти буднично -Фигуры моделей свободно развернуты в пространстве -Фигуры более объемны и самостоятельны
Рокотов Федор Степанович гг. Поэтичность Одухотворенность Недосказанность интимность
Дмитрий Григорьевич Левицкий гг. «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица – соперников он не знал» И.Э.Грабарь
Левицкий Д.Г. Портрет Екатерины Нелидовой
Владимир Лукич Боровиковский гг. Сентиментализм
Боровиковский В.Л. Портрет Александра Борисовича Куракина