«Мастера скульптурного портрета»
Данную работу подготовила ученица 11 класса МОУ СОШ 1Данную работу подготовила ученица 11 класса МОУ СОШ 1 Поломошнова Жанна Поломошнова Жанна
СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Художественно- выразительные средства скульптуры построение объемной формы, разработка силуэта, фактуры. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие. Материалы скульптуры металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Статуя в Кью-Гарден.
Бартоломео Карло Растрелли (1675 – 1744) РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло (1675, Флоренция 18 (29) ноября 1744, Петербург), итальянский скульптор, выдающийся мастер барокко, один из основоположников этого стиля в русской скульптуре. Выходец из состоятельной дворянской семьи. Около 1700 переселился в Париж, где проявил себя как одаренный мастер монументальной пластики (надгробие маркиза де Помпон в церкви Сен-Мерри, ; разрушено в 1792, в период Французской революции). В 1716 вместе с сыном (будущим знаменитым архитектором) приехал в Петербург по приглашению петровского сподвижника Ф. Лефорта.
Бартоломео Карло Растрелли. «Портрет неизвестного». Бронза год. Третьяковская галерея.
Во второй половине XVIII в. В России появляются свои мастера, получившие образование в академии художеств и за границей. Среди них следует назвать прежде всего Ф. И. Шубина(1740 – 1805) и М. И. Козловского (1753 – 1802).
Федот Иванович Шубин (1740 – 1805) ШУБИН Федот Иванович [17 (28) мая 1740, дер. Тючковская, Архангельская обл. 12 (24) мая.1805, Петербург], российский скульптор, представитель классицизма, крупнейший ваятель русского «века Просвещения».В 1773 вернулся в Россию, где жил и работал в Петербурге. Прославился, прежде всего, как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе (в котором исполнено подавляющее большинство его вещей). Барочные черты его ранней манеры со временем отступали, все заметнее освобождая место классицизму.
Ф. И. Шубин. «Бюст князя А. М. Голицына». Мрамор год. Третьяковская галерея.
Ф. И. Шубин. «Бюст графини М. Р. Паниной». Мрамор. Середина 1770-х годов. Третьяковская галерея.
Каждая работа, выполненная этим замечательным скульптором, - свидетельство его огромного таланта. В обработке мрамора и бронзы он проявлял исключительное мастерство, находил выразительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей причесок и париков. Не случайно на надгробном памятнике Шубину сказано: «…и под его рукою мрамор дышит…»
Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802) Русский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва», ; памятник А. В. Суворову в Санкт- Петербурге, ).
М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову в Санкт- Петербурге. Бронза
М. И. Козловский. «Амур со стрелой». Мрамор год. Третьяковская галерея.
ЛИТЕРАТУРА ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ДАННОЙ РАБОТЕ: 1. Мировая художественная культура. 11 класс. (глава 9.3 стр. 99) 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 3. Интернет.