Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области Дедовой Янины Ивановны
Дедова Янина Ивановна работает учителем русского языка и литературы в Вейделевской средней школе с 1992 года. Имеет высшее образование. В 2000 году учителю присвоена вторая квалификационная категория. Последние курсы повышения квалификации прошла в 2005 году на базе БелРИПКППС по проблеме: «Единый государственный экзамен по русскому языку и литературы» Второй год работает в профильном филологическом классе.
Эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях: - нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения; - хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков; - умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы; - владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока; - включение нестандартных уроков в систему своей работы.
Цели нестандартных уроков ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей; научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно- нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру; воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.
Сущность опыта активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; дифференцированный подход к изучению предмета; повышение интереса к изучаемому материалу; развитие творческих способностей учащихся.
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем: Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. Поддержка альтернативности, множественности мнений. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента ).
Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков Подготовительный Собственно урок Анализ урока
Ценность методики делают занятия более запоминающимися, эмоциональными; способствуют глубокому и последовательному усвоению материала; благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей; развивают логическое мышление; творческие способности учащихся; проявляют интерес к предмету, любознательность; организуют связь с другими видами искусства.
Особенности нестандартных уроков актуальность;оригинальность; универсальность применения универсальность применения (по отношению к тематике и ученым предметам); возможность подлинной реализации педагогики сотрудничества. возможность подлинной реализации педагогики сотрудничества.
Виды нестандартных уроков ТурнирЛекцияДиспутСпектакльПутешествие
Качество знаний по литературе за последние три года
Эффективность нестандартных уроков