ЦНЭ «Аргумент» Санкт-Петербург, 2010 Докладчик:Потлачук Наталья Викторовна, канд. психологических наук
Статистика ГИБДД По данным официального сайта ГИБДД за 9 месяцев (январь-сентябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло: дорожно-транспортных происшествий человека погибло человека получили ранения Средняя цифра смертности на российских дорогах умерших на 1000 пострадавших
Человеческий фактор Нарушение Правил Дорожного Движения - Основная причина ДТП (более 80%) Статистика ГИБДД
плохо знают правила дорожного движения? правила знают, но сознательно не соблюдают? правила знают, но «так получилось»? Почему водители нарушают ПДД?
Теоретические знания о психических функциях, влияющих на безопасность движения: внимание, мышление, эмоции 64% Диагностика психических процессов: скорость принятия решения, скорость переключения внимания и разработка индивидуальных рекомендаций 85,7%
Стрессоустойчивость: Теоретические основы Индивидуальная диагностика Индивидуальные рекомендации по поведению в стрессовой ситуации Темы для обсуждения
Безопасное управление транспортным средством полностью зависит от психофизиологического состояния водителя: его реакции, внимания, нервно-психической устойчивости и пр. Как следствие, безопасное управление автомобилем обеспечивает : сохранность груза, сохранность автомобиля, и конечно, сохранность здоровья,жизни пассажиров и самого водителя.
Скорость и точность реакции Восприятие и Реагирование на возникшее препятствие Вегетативная реакция Внимание Память Мышление Нервно- психическая устойчивость и др. Психофизиологическое обследование с помощью АПК «ПАКПФ-02» направлено на изучение именно таких временных характеристик сенсомоторных реакций и психических функций, что позволяет оценить степень готовности человека управлять ТС. При выполнении тестов невозможен сознательный контроль и поэтому полученные результаты отличаются большей надежностью и достоверностью.
Варианты комплектации АПК «ПАКПФ-02»: I.Диагностический модуль модуль + СD с программами II. Тренировочный модуль модуль + спец.очки + наушники Диагностический модуль Тренировочный модуль Аппаратно-программный комплекс «ПАКПФ-02»
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОФОТБОРА, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРЕНИРОВКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ПАКПФ-02» АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОФОТБОРА, ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРЕНИРОВКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ПАКПФ-02» Технические требования АПК «ПАКПФ- 02» утверждены Федеральным органом управления Госавтоинспекции Разработан при научно- методическом сопровождении кафедры реабилитации и спортивной медицины Санкт- Петербургской Медицинской Академии последипломного образования Внедрен и прошел испытания в Институте безопасности дорожного движения СПбГАСУ Утвержден в Департаменте по обеспечению БДД МВД России
Обеспечивает тестирование профессионально важных качеств водителя Формирует у водителей навыки саморегуляции, управления функциональным состоянием и другие профессионально важные качества водителя Допускает проведение обследования в автоматическом режиме, без участия психолога Автоматически обрабатывает результаты тестирования, сформулированные в автоматическом заключении Общее время выполнения тестирования занимает около 30 минут Возможны дополнительные варианты комплектования методическими и техническими средствами по запросу клиента
Реакция на движущийся объект Простая сенсомоторная реакция на свет Пропускная способность зрительного анализатора Подвижность нервных процессов Сложная сенсомоторная реакция Красно-черные таблицы Теппинг-тест Объем зрительного восприятия Воспроизведение временных интервалов Применяемые методики Обеспечивает тестирование профессионально важных качеств водителя: Возможна комплектация любыми психологическими методиками по запросу клиента.
Автоматическое заключение 1. время реакции 2. стиль вождения в условиях относительно спокойного вождения, например, на трассе 3. стиль вождения в сложных условиях вождения, например, в городе 4. уровень работоспособности5. время принятия решения 6. время осуществления решения (решительность – нерешительность) Результаты обрабатываются автоматически. Общее заключение отражает 11 характеристик:
7.количество ошибок при необходимости выбора правильного решения 8. особенности реакции при внезапном возникновении препятствия 9. способность воспринимать и запоминать обстановку на дороге, знаки, разметку, светофоры и пр. при движении 10. особенности восприятия времени 11. сила нервной системы – возможность профессиональной деятельности водителя Автоматическое заключение Результаты обрабатываются автоматически. Общее заключение отражает 11 характеристик:
Лекции в рамках теоретической подготовки Теоретические знания о психических функциях, влияющих на безопасность движения: внимание, мышление, эмоции и т.д. Формирование ответственности водителя Цель:
Пособие по психологическим основам безопасности дорожного движения Тема 1. «Человеческий фактор» и безопасность на дороге? 1.1. статистика аварий1.2 ответственность водителя Тема 2. Психологические предпосылки 2.1. реакция водителя: от восприятия до действия 2.2. физическое и психическое здоровье 2.3. факторы вредного воздействия на организм 2.4. эмоции2.5. стресс Тема 3. Личность водителя 3.1. темперамент3.2. характер
Психологический тренинг Для начинающих водителей, испытывающих напряжение или страх перед самостоятельным выездом в город Для водителей, испытывающих страх перед вождением после ДТП