ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Педагогика имеет связи с другими науками. Она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета - воспитания. Она адаптирует к своим нуждам методы исследования, а также организует комплексные междисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальный характер, другая часть прикладной. Без ориентации на практику, на совершенствование процесса воспитания педагогика не существует.
Философия Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Педагогическая антропология
Психология Психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им. Педагогическая психология
Социология Социология дает педагогике знание о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Педагогическая социология
Экономика Экономика обогащает педагогику знанием об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Экономика образования
Медицина Специальная система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями Коррекционная педагогика
Этика и эстетика Этика и эстетика дают знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания. Педагогическая этика
Кибернетика Кибернетика - теория управления сложными динамическими системами Педагогический менеджмент - управление педагогическими системами
Информатика Информация - глобальная категория современной науки. Появилось научное направление - педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии в педагогике. В процессе обучения происходит переработка информации и ее использование.
Развитие педагогической науки во взаимосвязи с другими науками о человеке послужило развитию педагогических направлений и отраслей педагогического знания, которое имеет разнообразную структуру.
Почему авторы разных учебников по- разному определяют педагогику как науку, по-разному выделяют и трактуют основные категории педагогики как науки? Что является причиной развития педагогической науки?
Домашнее задание 1. Подготовьте сообщение на основе статей ученых по одной из отраслей педагогической науки (пед. психология, пед. социология, пед. антропология и т.п.). 2. Нарисуйте «Дерево педагогики»