Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения и при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце
1. Приемы сжатия исходного текста : приемы исключениеупрощениеобобщение
Исключение : исключение повторов ; исключение одного или нескольких из синонимов ; исключение уточняющих и поясняющих конструкций ; исключение фрагмента предложения ; исключение одного или нескольких предложений. Важно ! Исключать можно только второстепенную информацию ! Абзацные зачины содержат главную информацию !
Основные содержательные приемы компрессии текста: Разделение информации на главную и второстепенную (исключение последней) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины изнашиваются. Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве. Исключение
Упрощение : Упрощение : замена словосочетания словом слияние нескольких предложений в одно ; замена предложения или его части указательным местоимением ; замена сложноподчинённого предложения простым ; замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Обобщение : замена однородных членов обобщающим наименованием ; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением o(o( каждый, любой, никто, ничто )
Обобщение Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами? Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек, чтобы, непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть. Можно ли одинаково интересоваться всем подряд. Даже разносторонне одаренный человек должен спросить себя: «Это интересно или мне для чего-нибудь нужно?» И, поняв это, воодушевиться, а может охладеть
Какие приемы сжатия текста необходимо применить ? Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. А вот мечта – это совсем другое дело. Это что - то волшебное. Мечта всегда связана с чем - то, безусловно, добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
Какой прием был использован ? Какой прием был использован ? Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Сжатый вариант Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Упрощение
Определите приемы сжатия Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. Сжатый вариант Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. Исключение Упрощение
? Объясните целесообразность исключения А вот мечта – это совсем другое дело. Это что - то волшебное. Мечта всегда связана с чем - то, безусловно, добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. Сжатые варианты А вот мечта – это совсем другое дело. Это что - то волшебное. Мечта всегда связана с чем - то добрым и прекрасным. А вот мечта – это совсем другое дело. Это что - то волшебное. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.
2. Основные языковые приёмы компрессии исходного текста : приемы заменыисключенияслияния
Замены Однородных членов обобщающими словами Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и не из васильков, но из солнечных одуванчиков. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут из весенних цветов.
Замены : Замена фрагмента предложения синонимичным выражением ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОСУЩЕСТВИТЬ … ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Замена предложения или его части указательным местоимением Т ак или иначе – великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в древности Так или иначе – эти реки носят имена, созданные в древности. Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением Древние люди, гонимые голодом и холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место. Все люди, гонимые ужасными обстоятельствами, перебирались с места на место. Замена СПП простымЦель конкретна, в любом случае можно заранее продумать, что сделать, чтобы ее достичь. Цель конкретна и можно продумать действия для ее достижения.
Исключения : Исключение повторов Может быть, боялись богов этих чужих рек переименованием. Может быть, просто реку труднее перекрестить по - новому. Возможно, боялись богов рек или перекрестить водные потоки по - новому. Исключение фрагмента предложения Пришельцы почти всегда приносили с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно. Пришельцы меняли на новом месте почти все, но названия больших потоков сохраняли благоговейно. Исключение одного или нескольких синонимов
Слияния : Слияния нескольких предложений в одно И все - таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. И все - таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.