МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 1 города Пскова» Поэтика и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Автор: учитель русского языка и литературы Т. М. Максимова
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень
Цели: выработка навыка комплексного анализа художественного произведения; формирование читательской компетенции; развитие умения публичного выступления; воспитание чувства сопереживания и уважения к личности «маленького человека».
Эпиграф к консультации: «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – куприновский «Гранатовый браслет»… (К. Паустовский)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ Поэтика (от греческого poietike) – совокупность художественно – эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие явления литературы. Проблематика – это круг вопросов, поставленных автором.
ТЕЗИСЫ 1-ГО СООБЩЕНИЯ Рассказ написан в 1910 году и посвящён теме любви; В его основе лежит реальный случай: любовь бедного чиновника по фамилии Желтиков к светской даме Людмиле Любимовой. Гранатовый браслет поставил точку в этих безнадёжных отношениях.
ТЕЗИСЫ 2-ГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей; В жизнь Веры ворвались свет, тепло, искренность, страсть; Чем было чувство Желткова – истинной любовью или помешательством? Это своеобразный акафист любви.
АРИАДНА ШЕНГЕЛАЯ В РОЛИ ВЕРЫ ШЕИНОЙ ИЗ ФИЛЬМА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» (РЕЖ. АБРАМ РООМ, 1964) Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень
Роль драгоценных камней и ювелирных украшений в произведениях Куприна. «Каскады драгоценных камней рассыпал писатель по страницам своих книг»; Гранат – это камень любви, гнева и крови.
Гранатовый браслет. Стилизация под описание А. И. Куприна Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень
Серьги из грушевидных жемчужин, подарок Вере от мужа (стилизация) Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень
Вопрос учителя: Какая музыка звучит в рассказе и почему именно она?
Выводы и обобщения. Особенности поэтики рассказа: Пейзаж в рассказе психологический, ибо помогает читателю в осмыслении состояния главной героини и предрекает несчастье. Повествование -это своеобразный акафист любви, что находит отражение и в композиции. Стиль прозы Куприна сродни поэзии. Форма подчинена содержанию и помогает выявить проблематику. Финал произведения – это синтез искусств (поэзия, музыка, искусство художественного слова). Автор использует сопоставления разного рода: камни –жемчуг и гранат, поведение и поступки героев, характеры их, портреты героев.
Проблематика произведения: Природа настоящей любви всегда трагедийна. Дар возвышенной любви даётся не каждому. Магические камни способны повлиять на судьбу. «НЕ в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность, а в любви» (А. И. Куприн).
Домашнее задание: подготовка к комплексному анализу текста рассказа «Гранатовый браслет».
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО