Образовательная среда образовательного учреждения
Образовательная среда для нас – это… … жизненная сфера всех субъектов образования (педагога, ребёнка, родителя), в которой каждый из них одновременно и её творец и продукт; …комплекс возможностей и жизненных шансов (С.Т. Шацкий, Е.А. Климов, Г.А. Ковалёв, А.Н.Тубельский, В.А. Ясвин)
Структура образовательной среды Компоненты, влияющие на развитие инициативы и базовых (творческих) способностей личности: I. Пространственно-предметный II.Технологический III. Социальный
Компоненты 1.Пространственно-предметный Элементы: Архитектура здания, размер и пространственная структура внутренних помещений, лёгкость пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них.Архитектура здания, размер и пространственная структура внутренних помещений, лёгкость пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них. Материальные условия жизни (помещения, мебель, оборудование, пособия…)Материальные условия жизни (помещения, мебель, оборудование, пособия…) Биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота, безопасность)Биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота, безопасность) Информационная часть (правила внутреннего распорядка, устав, законы, средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме, требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения,)Информационная часть (правила внутреннего распорядка, устав, законы, средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме, требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения,) Соматическая часть (здоровье, самочувствие)Соматическая часть (здоровье, самочувствие)
Компоненты 2.Технологический Элементы: Программа Программа Формы обучения Формы обучения Методы, приёмы, технологии Методы, приёмы, технологии Педагогический стиль Педагогический стиль
Компоненты 3.Социальный Элементы: Пространственная и социальная плотность, степень скученности и его влияния на социальное поведение, личностные особенности педагогов и воспитанников, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности.Пространственная и социальная плотность, степень скученности и его влияния на социальное поведение, личностные особенности педагогов и воспитанников, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности. Личный пример окружающих, их культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения;Личный пример окружающих, их культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; Учреждения, организации, группы и их представители, с которыми приходится реально взаимодействовать;Учреждения, организации, группы и их представители, с которыми приходится реально взаимодействовать; «Устройство» группы (своей) и коллективов, с которыми контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», преуспевающих», «звёзд», отстающих, «отверженных» и т.д.); реальное место человека в данной группе, включённость его в другие группы группировки, уровень его защищённости от различного рода посягательств.«Устройство» группы (своей) и коллективов, с которыми контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», преуспевающих», «звёзд», отстающих, «отверженных» и т.д.); реальное место человека в данной группе, включённость его в другие группы группировки, уровень его защищённости от различного рода посягательств.
Типы образовательной среды
Общие диагностические вопросы для определения типа образовательной среды I. Ось «Свобода – зависимость» 1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде ( личности или общества (группы)) 2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия (воспитатель к ребенку или ребенок к воспитателю) 3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде (индивидуальная или коллективная (групповая)) II. Ось «Активность – пассивность» 1. Практикуется ли в данной образовательной среде какое-либо наказание ребенка (да/ нет) 2. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком инициативы (да/ нет) 3. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка (да/ нет)
Параметры образовательной среды Доминантность образовательной среды - значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность описывает образовательную среду по критерию «значимое незначимое». Доминантность образовательной среды - значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность описывает образовательную среду по критерию «значимое незначимое». Интенсивность степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Интенсивность степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Когерентность (согласованность) образовательной среды («гармоничность -негармоничность»). Это показатель степени согласованности всех локальных образовательных сред, функциональным субъектом которых выступает данная личность. Когерентность (согласованность) образовательной среды («гармоничность -негармоничность»). Это показатель степени согласованности всех локальных образовательных сред, функциональным субъектом которых выступает данная личность. Мобильность среды - ее способность к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Мобильность среды - ее способность к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Осознаваемость образовательной среды – показатель сознательной включённости в неё всех субъектов образовательного процесса. Осознаваемость образовательной среды – показатель сознательной включённости в неё всех субъектов образовательного процесса. Социальная активность образовательной среды. – степень ее влияния на среду обитания. Социальная активность образовательной среды. – степень ее влияния на среду обитания. Устойчивость образовательной среды - ее стабильность во времени. Устойчивость образовательной среды - ее стабильность во времени. Широта образовательной среды степень включенности в данную образовательную среду субъектов, объектов, процессов и явлений. и их многообразие. Широта образовательной среды степень включенности в данную образовательную среду субъектов, объектов, процессов и явлений. и их многообразие. Эмоциональность - соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Эмоциональность - соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.
Параметры образовательной среды
Творческие способности для нас – это … …предрасположенность к творчеству, свойства, присущие каждому без исключения человеку от рождения и развиваемые в процессе становления личности (Выготский Л.С., Э. Фромм, Я.А. Пономарев, К. и Н. Роджерс, Л.А. Большакова, О,И. Мотков, А.И.Савенков, А.Лобок).