1 РОЛЬ НПФ В ФОРМИРОВАНИИ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 22 ноября 2011 года г. Москва К.С. Угрюмов - Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Международная конференция Перспективы развития пенсионной системы РФ в свете международного опыта. 10 лет накопительному компоненту пенсионной системы России.
2 Структура действующей пенсионной системы России Базовая составляющая страховой части трудовой пенсии не зависит от суммы средств, учтенных на ИЛС, начиная с 2015 г. зависит от страхового стажа Страховая часть трудовой пенсии зависит от суммы средств, учтенных на ИЛС Распределительная часть Накопительная часть трудовой пенсии Добровольные накопления по ДСВ Негосударственное пенсионное обеспечение: корпоративные пенсионные программы; личные накопления граждан. Сфера деятельности НПФ Накопительная часть зависит от суммы средств, учтенных на ИЛС Пенсия по обязательному пенсионному страхованию Дополнительная пенсия
3 Динамика накопительного компонента , , , , , , ,2 Пенсионные резервы НПФ Пенсионные накопления НПФ Накопления в ПФР Передано в ДУ (ГУК и ЧУК) Временное размещение На счетах ПФР
год Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» 1998 год Принятие Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» 2001 год Создание Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов – единственной саморегулируемой организации НПФ в России годы Принятие откорректированной «Программы пенсионной реформы в Российской Федерации», «президентского пакета» пенсионных законов: («Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» г. Начало участия в ОПС негосударственных пенсионных фондов 2005 год Исключение из накопительной составляющей граждан старше 1967 г.р., введение единого социального налога 2010 год Отмена единого социального налога, возврат к уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Основные этапы участия НПФ в пенсионном обеспечении граждан России
5 Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению 1998 г г г. Собственное имущество фондов (млн. рублей) Пенсионные резервы (млн. рублей) Число участников (тыс. человек) Число пенсионеров (тыс. человек) Средний размер пенсии (рублей) Число фондов (штук) , ,8 6651,1**) 1401,7***) , ,0 6059,1 704, ,3 2015,3 3417,5*) 7280,1*) 277 *) деноминированных рублей **) 9,6 % от занятого в экономике населения ***) 3,6% от числа пенсионеров
6 Эффективность размещения пенсионных резервов Средняя – 283,8% 206,5% Накопленная доходность за 10 лет (2000 – 2010 г.г.) Доходность, начисленная на счета НПО Накопленная инфляция за 10 лет
7 Деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию 2005 г г г. Число фондов, имеющих договоры по ОПС (штук) Число застрахованных лиц (тыс. человек) Сумма пенсионных накоплений (млн. рублей) Число фондов - страховщиков по ОПС (штук) , , , ,8 1135,2 236,
8 Сумма страховых взносов Доход от инвестирования пенсионных накоплений Сумма взносов, индексированная по инфляции Застрахованное лицо в НПФ с 2004 года Застрахованное лицо в ГУК («молчун») руб руб руб руб руб руб руб. Сравнение счетов застрахованных лиц, осуществляющих формирование НЧТП в ГУК или в НПФ (с 2004 года) и имеющих среднюю зарплату Эффективность инвестирования пенсионных накоплений
9 Участие НПФ в программе государственного софинансирования 2009 год 2010 год Общее число застрахованных лиц на конец года (тыс. чел.) 2250,0 Сумма поступивших взносов (млн. руб.) Размер среднего взноса (руб.) 18, ,3 35, В том числе взносы работодателей (млн. руб.) Число фактических плательщиков взносов (тыс. чел.) Сумма государственного софинансирования (млн. руб.) Число получателей софинансирования (тыс. чел.) 725,4 3983,8 810,0 3403,0 2620,0 2495,0 576,0684,6 Доля застрахованных лиц НПФ в общем числе ЗЛ15,3% Доля НПФ в добровольных страховых взносах 2010 г.40,76% Доля НПФ в государственном софинансировании44,12%
10 1.Организация выплат накопительных пенсий 2.Повышение эффективности инвестирования пенсионных накоплений, 3. Обеспечение сохранности пенсионных накоплений и механизмы компенсации возможных потерь. 4.Совершенствование государственного регулирования и надзора. 5.Развитие саморегулирования Основные направления совершенствования накопительного компонента пенсионной системы России и деятельности НПФ
11 Повышение эффективности инвестирования пенсионных накоплений - основная задача укрепления накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования. Способы достижения этой цели: либерализация установленных государством количественных ограничений при инвестировании пенсионных накоплений ; переход от регулирования, опирающегося на портфельные ограничения, к риск-ориентированному надзору за НПФ и управляющими компаниями ; упорядочение инвестиционного выбора и ограничение рискованности инвестиций застрахованных лиц. Необходимое условие такого перехода – внедрение в НПФ стандарта «разумного лица» и использовани е при регулировании пруденциальных принципов надзора. Повышение эффективности инвестирования пенсионных накоплений
12 Обеспечение сохранности пенсионных накоплений и механизмы компенсации возможных потерь Принцип сохранности при инвестировании пенсионных накоплений следует трактовать в долгосрочном аспекте. Управление средствами пенсионных накоплений не исключает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Убытки, возникшие под влиянием рыночного риска, подлежат компенсации застрахованному лицу на момент назначения накопительной пенсии и в период ее выплаты. Компенсации подлежит разница между фактической величиной пенсионных накоплений на дату назначения пенсии и объемом гарантированных пенсионных прав. Объем гарантированных пенсионных прав определяется как сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченных за весь период формирования пенсионных накоплений до назначения накопительной части трудовой пенсии. На стадии выплаты накопительной части трудовой пенсии ее величина не может уменьшаться. Для обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии из НПФ должен быть сформирован двухуровневый механизм компенсации рыночных рисков инвестирования, который включает: страховые резервы НПФ по обязательному пенсионному страхованию; средства гарантийного фонда, созданного с участием государства. Гарантийный фонд долен управляться с участием саморегулируемых организаций участников рынка пенсионных накоплений.
13 Вопросы государственного регулирования и надзора Существующее состояние системы регулирования и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования не соответствует потребностям устойчивого развития накопительной составляющей пенсионной системы. Наличие большого количества регулирующих и контролирующих органов приводит к размыванию государственного контроля и отсутствию скоординированной политики в отношении развития накопительного пенсионного страхования. Совершенствование государственного регулирования и контроля должно предусматривать: унификацию принципов регулирования и надзора за деятельностью НПФ по обязательному и добровольному пенсионному страхованию (обеспечению); смещение в сторону обеспечения пруденциального поведения НПФ, переходу к риск-ориентированному надзору, оценке финансовой устойчивости пенсионных фондов при различных сценариях развития финансовых рынков и экономики в целом.
14 НАПФ как единственная саморегулируемая организация НПФ осуществляет: разработку и принятие обязательных для выполнения всеми членами НАПФ правил (стандартов) деятельности (9 стандартов) и правил профессиональной этики; формирование и осуществление деятельности Комиссии по профессиональной этике (контроль за соблюдением членами НАПФ требований законодательства и требований, установленных стандартами и правилами НАПФ, рассмотрение жалоб на действия членов НАПФ, допущенных при осуществлении ими своей деятельности); обучение сотрудников фондов и других граждан в сфере деятельности по накопительному пенсионному страхованию, организацию проведения квалификационных экзаменов и получения квалификационных аттестатов. Дальнейшее развитие саморегулирования должно предусматривать: Обязательность членства в одной из саморегулируемых организаций для НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному накопительному пенсионному страхованию. Участие саморегулируемых организаций в формировании и управлении создаваемого с участием государства гарантийного фонда для финансового обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии; Необходимо также решить вопросы регистрации СРО в уполномоченном федеральном органе. Развитие саморегулирования
15 Контакты Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, строение 42 Тел