Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе.
Рассуждение : тип речи, в котором указываются причины и следствия того или иного явления, положения ; дается объяснение какому - либо явлению, предмету, факту, сообщению и т. д.; основными вопросами рассуждения являются : Почему это есть ? Почему это произошло, случилось ? Почему так ? ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ – причинно - следственные отношения, доказательства.
Строение текста типа рассуждения. ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ( аргументы ) ВЫВОДЫ
Композиция рассуждения. 1. Вступление ( зачин ) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. 2. Основная часть : а ) формулирование основного текста ; б ) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса. 3. Заключение - вывод.
Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами : - вводные слова : во - первых, во - вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.; - союзы : однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др.
Виды доказательств. 1. Дедуктивные : – от тезиса к доказательствам ( Книга – лучший учитель. Например,…) 2. Индуктивные : - от примера к тексту ( Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга – лучший учитель.)
3. Прямые. а ) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. ( Каждый человек хочет быть счастливым.) б ) Ссылка на авторитетный источник : цитата ; проверенные, достоверные факты, события ; статистические данные ; положения законов и официальных документов ; законы природы ; выводы, подтвержденные экспериментально ; показания очевидцев ; примеры из художественной литературы ).
Например : « Луну называют богиней ночи. Это - наш молчаливый сосед, на ней нет жизни. Она вращается вокруг Земли на расстоянии икилометров (238,618 миль ). Полный оборот Луны вокруг Земли происходит за 27 дней и 12 часов. Этот факт, описанный Г. Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны ». в ) Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса. г ) Приведение аналогии, сравнения.
4. Косвенные : - доказательства от противного : через опровержение истинности противоположного тезиса.
Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря нато, что Виды рассуждения Вводные слова, наречия СоюзыРечевые обороты ДоказательствоВо-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что...; отсюда заключаем, что...; из чего вытекает, что… это позволяет предположить, что… предположим, что … допустим, что… доказательством служит… об этом свидетельствует… ОбъяснениеНапример, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем… укажем на причины… это объясняется тем, что...; это зависит от...; это связано с тем, что...; это является следствием того, что... РазмышлениеПо-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом Поскольку; так как; так что, если, хотя, несмотря на то, что Я полагаю, что...; попробуем сравнить...; попытаемся разобраться...; причина состоит в том, что...; это можно объяснить тем, что...; всё зависит от того, что...; это позволяет предположить, что...; получается, что...; предположим, что...; допустим, что...; мне близка мысль о том, что...; я согласна с тем, что...; некоторые сомнения у меня возникают, когда...; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что...; я убежден, что...; мне хочется сделать вывод о том, что...
Типичные ошибки в композиции текста рассуждения : несоразмерность частей композиции ; затянутое вступление ; недостаточный объем основной части ; слишком большой объем концовки ; отсутствие какой - либо композиционной части ( вступления, заключения ; в этом случае текст как будто оборван ); недостаточная последовательность изложения ( автор « перескакивает » с одного объекта на другой, с одной темы на другую ); несоответствие построения текста адресату, целям и задачам автора.
Список литературы Павлова Т. И., РанневаН. А.. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации : УМП ; Ростов н / Дону : Легион, 2009 Капинос В. И Развитие речи : теория и практика обучения : Кн. Для учителя ; М.: Линка - Пресс, 1994 Цыбулько И. П., Александров В. Н., Пучкова Л. И., Соловьева Т. В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ ФИПИ.- М.: « Интеллект - центр », 2009