Естественный отбор с точки зрения Современной Синтетической Эволюционной Теории Работа учениц 11 класса A учениц 11 класса A Лицея им. В.Г. Сизова Г. Мончегорска Додор Анны Одиноковой Екатерины
Цель урока: Сформировать у учащихся систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции. Цель урока: Сформировать у учащихся систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции.
Задачи: Показать заслуги Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора, как важнейшего фактора эволюции. Сформировать умения сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и определить их сущностные характеристики. Убедиться, что естественный отбор является основной направляющей силой эволюционного процесса.
Проблемный вопрос: Проблемный вопрос: Спорят два товарища о результатах естественного отбора и просят вас разобраться. Один утверждает: Приспособленность в строение и поведение организмов любого вида уже дошла до возможного предела и дальнейшего их совершенствования не будет, видообразования уже не происходит так как естественный отбор идёт миллионы лет. Спорят два товарища о результатах естественного отбора и просят вас разобраться. Один утверждает: Приспособленность в строение и поведение организмов любого вида уже дошла до возможного предела и дальнейшего их совершенствования не будет, видообразования уже не происходит так как естественный отбор идёт миллионы лет. Другой высказывает противоположное мнение: У любого современного вида есть свои « недостатки », да и среда непостоянна, и что отбор может продолжаться там, где есть жизнь. Другой высказывает противоположное мнение: У любого современного вида есть свои « недостатки », да и среда непостоянна, и что отбор может продолжаться там, где есть жизнь. На основании каких факторов мы можем прекратить их спор?
Этапы урока: Актуализация знаний Работа с Ч.Дарвином. Анализ текста: Происхождение видов. …многочисленные незначительные различия, проявляющиеся в потомстве, несомненно или предположительно происходящем от общих родителей, и наблюдаемые у особей одного и того же вида, обитающих в одной и той же местности, могут быть названы индивидуальными. Эти индивидуальные особенности для нас очень важны, так как они часто наследственны, как всякому известно; они доставляют естественному материалу для воздействия и накопления, подобно тому как человек накопляет у своих домашних животных и культурных растений индивидуальные отличия в каком угодно направлении. …многочисленные незначительные различия, проявляющиеся в потомстве, несомненно или предположительно происходящем от общих родителей, и наблюдаемые у особей одного и того же вида, обитающих в одной и той же местности, могут быть названы индивидуальными. Эти индивидуальные особенности для нас очень важны, так как они часто наследственны, как всякому известно; они доставляют естественному материалу для воздействия и накопления, подобно тому как человек накопляет у своих домашних животных и культурных растений индивидуальные отличия в каком угодно направлении.
Вопросы по Ч. Дарвину: Чем, по-вашему, вызваны индивидуальные отличия между особями одного вида? Что означает мысль Ч. Дарвина: Они доставляют естественному отбору материал для воздействия и накопления? Естественный отбор может служить механизмом эволюции?
Закрепление знаний: Естественный отбор как выживание наиболее приспособленных особей осуществляется на основе наследственной изменчивости. Ненаследственная изменчивость Наследственная изменчивость Возникает в результате прямого действия на организм изменённых условий внешней среды. Генетические структуры клетки при этом не изменяются. Возникает в результате изменений, происшедших в генах и хромосомах по внутренним или внешним причинам. Повышает приспособленность организма к конкретным условиям среды. Является материалом для естественного или искусственного отбора.
Закрепление умений различать и характеризовать отдельные формы борьбы за существование: внутривидоваямежвидовая Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы Формы борьбы за существование
Формы естественного отбора: Действие стабилизирующего отбора Действие движущего отбора Действие дизруптивного отбора
Стабилизирующая форма отбора Во время бури преимущественно гибнут птицы с длинными и короткими крыльями, тогда как птицы со средним размером крыльев чаще выживают.
Например: Движущая форма отбора Индустриальный меланизм у бабочек
Дизруптивная форма отбора Популяционные волны
Проверка знаний: Какой процесс называется естественным отбором? Естественный отбор – главный движущий, направляющий фактор эволюционного процесса. Каковы формы естественного отбора ? Движущий отбор, Стабилизирующий отбор, Дизруптивный или разрывающий отбор. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряжённой?
ЗЕМЛЯ:
Итоговая схема: Наследственная изменчивость Появление особей с многообразием признаков Борьба за существование в разных формах Выживание и преимущественное участие в размножение победа наиболее приспособленных особей, имеющих благоприятные признаки Благоприятные признаки Передаются потомкам и Усиливаются из поколения В поколение поражение наименее приспособленных Особей, имеющих неблагоприятные признаки Гибель Устранение от размножения
Вывод: Подведение итогов урока. 1. Естественный отбор – результат борьбы за существование. 2. Материалом для отбора служит: Наследственная ( неопределённая, индивидуальная, мутационная ) изменчивость. 3. Результатом естественного отбора является проявление новых видов.
Литература: 1. «Биология для поступающих в вузы», Москва. 1995год, автор: А. Г. Мустафин. 2. «Биология. Справочник школьника.», 2002год, автор: З. А. Власовой. 3. «Биология 2. Эволюция. Экосистема. Биосфера. Человечество.», Москва, 2005год, профессор: В.Н.Ярыгин,