Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление». М. Планк
Тищенко Лариса Ивановна Учитель высшей категории «Старший учитель» Подгора Людмила Сергеевна Учитель высшей категории «Старший учитель» Дебальцевская общеобразовательная школа I-III ступени 6 им. Н.Я. Ильина
Современная система образования направлена: высокий уровень знания фактов; высокий уровень знания фактов; усвоения навыков; усвоения навыков; интеграция знаний и их применением к неизвестным и жизненным ситуациям; интеграция знаний и их применением к неизвестным и жизненным ситуациям; применения известных алгоритмов действия в знакомых ситуациях; применения известных алгоритмов действия в знакомых ситуациях; Однако у учащихся сравнительно низкий уровень развития интеллектуальных умений связанных с решением творческих задач
Цель школы подготовить выпускников к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни
Модернизация системы образования Образование - процесс и результат развития у обучаемых способности к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем на основе использования освоенного социального опыта. Образованность - способность решать проблемы различной сложности и значимости.
Результат модернизации повышение уровня образованности обучающихся обеспечение их готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного общества.
Одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится проектирование - Педагогическое Ученическое Экологическое и т.д.
Проектирование - универсальный и наиболее эффективный способ решения профессиональных, и жизненно важных проблем.
Учителя естественных наук Дебальцевской общеобразовательной школы 6 имени Н.Я. Ильина Тищенко Л.И., Подгора Л.С., Безбах А.Ф. работают над моделью экологического образования на основе экологического проектирования, способствующую социализации учащихся
Экологическое образование определяется Как система влияний и условий формирования экологически культурной личности Формирование возможностей для ее развития в этом направлении, содержащихся в социо- культурном окружении. Призвано - формировать экологическое мировоззрение, нравственность культуру личности.
В учебно-воспитательном процессе по естественным дисциплинам учителя стремятся обеспечивать формирование основ экологического мировоззрения
Актуальна идея непрерывного экологического образования Суть идеи: Единство развития - 1.Экологического сознания 2.Экологической культуры личности и общества.
Составляющая экологической культуры Экологическое сознание Экологическое поведение адекватные экологические и природоохранные представления; мировоззренческие позиции в отношении к природе; стратегии практической деятельности, направленной на природные объекты; экологически целесообразные действия и поступки людей, непосредственно или опосредованно связанные с воздействием на природное окружение;
Методическая основа экологического образования исследовательский подход метод проектов работа в группах сотрудничества.
Модель экологического образования. Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности Экологическое образование, экологическое сознание, экологически грамотное поведение Проектирование деятельности классных руководителей, направлений воспитательной работы Экологическое проектирование (разработка и защита экологических проектов на ученических конференциях) Социальное проектирование экологического содержания (экоакции, экодействия, группы содействия здоровому образу жизни)
Задача социализации школьников решается: Приобщением их к решению экологических проблем общечеловеческих региональных местных.
Цель - выпускник владеющий определенным жизненно необходимым запасом знаний и способами их получения обладающий высоким уровнем мышления осознающий и принимающий ценности человеческого общества, социального взаимодействия имеющий осознанную нравственную позицию способный к самореализации своего потенциала желающий и умеющий не только получать знания, но и использовать их на практике.
Направления экологического проектирования в школе 1.Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения школьников, основанный на интересе, предполагающий их самостоятельную активность. 2.Социальное проектирование экологического содержания (экоакции, экодействия). 3. Экологическое проектирование (разработка и защита экологических проектов на ученических конференциях, конкурсах).
В 2008 – 2009 году Учителя разработали теоретические основы учебно-проектной деятельности учащихся для предметов естественно- научного цикла.
В рамках «Панорамы школы» были проведены ряд внеклассных мероприятий на экологическую тему «Биосфера – живая оболочка Земли» - учитель Тищенко Л.И.
Птицы наши - друзья учитель Тищенко Л.И.
«Бал цветов» - учитель Подгора Л.С.
«Встать, суд идет» - учитель Безбах А.Ф. Экоакции по благоустройству школьного двора
В школе работает кружок «Юные друзья природы» руководитель Тищенко Л.И.
Задачи на учебный год: Расширение валеологической направленности школьного курса химии. Экологические валеологические проекты на уроках естественно-научных предметов. Защита проектных работ учащихся «Экологический проект – 2009» по теме «Экология нашего города» Традиционные экоакции и экодействия в школе. Создание серии буклетов для учащихся и родителей по экологической тематике.