© Артемова Наталия Владимировна, 2011 г.
самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.
В далекие времена самыми распространенны ми типами фигурок были животные и " бабы " - женские символы плодородия.
Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек.
Только в 19- м веке " бабы " нарядились в яркие одежды, взяли в руки блюда с пирогами, младенцев и птиц, устроились в лодках и на скамеечках.
Появились многофигурны е композиции с названиями типа " Поездка на санях ", " Гуляющие с детьми ", " Чаепитие.
Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства. У дымки есть свой товарный знак, а особая красочность и нарядность дополняются ромбиками сусального золота, который присущ только ей.
Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века.
Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины « синики », дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.
Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон.
выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент.
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп : 1) люди - солдаты, барыни 2) животные - олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка.
Художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Отличается архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в цвета. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины
Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно - гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.
Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил " матери - сырой земли " и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она " засыпала " на зиму и " присыпалась " от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по - матерински заботилась о людях : кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.
У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса ". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке :
С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово " рогато " значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана - солнца, потому - то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из плодородных в Каргополе культур - называли " бараном ".
Огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал : грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко.
Конь ( комонь, клюся, тарпан ) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни - толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души
В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы " всё было как в жизни ".