Каллиграфия (от греческого kalos – прекрасный и grapho – пишу) – искусство красивого письма. В средние века, когда все надписи выполнялись вручную искусство каллиграфии ценилось намного выше живописи, скульптуры и даже зодчества. Многие народы считали написанное слово магическим талисманом.
Калам (тростниковое перо) – священный инструмент каллиграфа.
Надпись самым ранним арабским почерком – куфи. Здесь еще не записаны гласные звуки. Куфические надписи выполнялись на предметах быта и монетах.
Арабские куфические дирхемы из русских кладов. Русские князья часто выбивали на обратной стороне арабских дирхемов свои княжеские знаки. Знак князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского.
Постепенно куфические надписи становятся все более орнаментальными. Мастера каллиграфии добиваются выразительности каждой буквы.
Особое развитие получила арабская каллиграфия после появления на Ближнем Востоке бумаги. Появилось огромное количество каллиграфически выполненных копий Корана.
В VIII веке знаменитый визирь аббасидских халифов Ибн Мукалла усовершенствовал куфическое письмо и создал «шестерку» классических арабских почерков. За основу пропорций букв он принял первую букву арабского алфавита – алеф, которая считалась символом самого Аллаха.
Почерк «мухаккак» (араб. «правильный, верный») отличается монументальным начертанием букв с удлиненными вертикалями и тонкими загибами.
Ясным, не крупным и округлым подчерком «насх» (араб. «переписка») предпочитали писать важные государственные письма.
В мусульманских странах Северной Африки появился изысканный почерк магреб.
Ислам считает недопустимым изображать людей и животных в культовых помещениях. Поэтому на Ближнем Востоке бурно развивается орнаментальное письмо, которое соединяет надпись и рисунок.
Составлять фигуры из надписей разрешалось.
В XV-XVI веках знаменитую персидскую поэзию записывали почерком талик (насталик).
Каллиграфы XX века стремятся подражать мастерам талика.
Арабская «тугра» – искусно выполненная монограмма. Ее исполнял личный каллиграф султана в виде подписи властителя и так прихотливо, чтобы подпись невозможно было подделать. «Абдулхамид Хан, сын Абдулмеджида, да будет всегда побеждающим!»
Печати халифов Омара и Османа с их туграми.
Начиналась работа миниатюриста с тщательной подготовки листа. Лист выглаживался полированным агатом или хрустальным яйцом. Затем влажной кистью намечался рисунок, красным или черным цветом прочерчивались контуры. Сверху накладывался грунт, и по едва видимому рисунку клались основные краски. Чтобы краски не смешивались, использовали для каждой из них отдельную кисточку. На последней стадии уточнялись оттенки.
В изображение органично включались стихи, которые становились лишь пояснением к миниатюре.
Глубина пространства на миниатюрах лишь намечалась. Все действие разворачивалось по вертикали – снизу вверх или сверху вниз.
В пейзажах часто совмещался взгляд спереди и взгляд с высоты птичьего полета.