НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В.В.Чубаровский СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВА 2010 НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ» « Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» -преамбула устава ВОЗ.
INEQUALITIES IN YOUNG PEOPLE`S YEALTH Health Behaviour in School-Aged Children Study: WHO Collaborative Cross-National Study International report from the 2005/2006 survey ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА © WHO,
4 Число 11-летних школьников, котор ых запугивали по крайней мере 2 раза в течение последних месяцев (%) Д 21% М 23%
5 Число 15-летних школьников, которые употребляли гашиш в течение последних 30-ти дней (%) Д 3% М 6%
6 Число 11-летних школьников, вовлечённых в драки по крайней мере 3 раза в течение последних 12-ти месяцев (%) Д 11% М 33%
7 Число 15-летних школьников, у которых было сексуальное общение (%) Д 24% М 44%
8 Число абортов в России 2007 г. – 1,4 млн. (10% - у подростков) В 2007 г. у 15-ти летних девочек состоялись роды и 700 абортов
9 Сферы определяющие состояние психического благополучия школьника Макросоциальная Микросоциальная Личностная – психобиологические свойства
ВЕДУЩИЕ МАКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ резкое расслоение общества по материальному признаку; обнищание значительных социальных групп, в том числе отвечающих за охрану здоровья и формирование личности детей и подростков; отсутствие общепризнанных нравственно-этических общественных ценностей и противоречивые представления о социально одобряемых формах и способах психической адаптации формирующейся личности; распад общественных организаций, осуществлявших как педагогические функции, так и организацию свободного времени учащихся; крайне негативного влияния средств массовой информации, пропагандирующих зачастую криминальные ценности, насилие, перверзные формы сексуального поведения, терпимого отношения к употреблению ряда психоактивных веществ; навязчивая реклама алкоголя, табакокурения; развитие индустрии развлечений, в частности, широкое распространение игровых салонов, стимулирующих патологические формы зависимости от азартных игр; отсутствие эффективного медико-психологического контроля над преобразованиями в образовательной сфере, ведущих к резкому увеличению информационной нагрузки и психоэмоциональному перенапряжению; негативные тенденции состояния психического здоровья части педагогов и увеличение значения дидактогений в психической дезадаптации учащихся.
11 Ведущие микросоциальные факторы влияющие на психосоциальное благополучие ребёнка Внутрисемейные –специфика воспитания, структура семьи, отношения родителей, алкоголизм родителей, материальное положение, наличие симблингов и прочее. Особенности школьной обучающей и формирующей личность среды – отношение ребёнка с педагогами, состояние здоровья преподавателей, ролевые отношения в формальной микрогруппе, успеваемость, соответствие интеллектуальной нагрузки психофизиологическим возможностям ребёнка, психологический климат в педагогическом коллективе, наличие доминирующих ценностных ориентиров и пр. Особенности неформальной микрогруппы – организация свободного времени ребёнка, участие в неформальных подростковых группировках с признаками «автономной морали», ролевые функции ребёнка, чрезмерные интеллектуальные нагрузки и пр.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА Состояние психического и физического здоровья ребёнка; Особенности психотипа (преморбидные свойства); Уровень психофизиологического развития; Особенности высших психических (духовных) сиойств личности
Распределение старших подростков -учащихся школы «Лукоморье» и обычных школ на группы здоровья
РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ И СТРУКТУРА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ПОДРОСТКОВОМ КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА Формы нарушений ДевочкиМальчикиВсего абс.%P1m1T1абс.%P2m2абс.%Pm Расстройства невротического круга Невротические реакции (F43.2; Z73.3; R53) 27 65,8534,15,343,51828,5711,273,753550,7223,333,45 Неврозы (F48.0; F42; F42.8; F F44;F48.9) 2 4,882,531,77-1,28517,867,043,04710,144,671,72 неврозоподобные состояния (F06.6; F42- F42.8;F ; F06.5; F06.82;F92;F9.27) 2 4,882,531,77-2,11828,5711,273,751014,496,672,04 Т2 4,003,055,00 Расстройства личности патохарактерологическ ие реакции (F90.1; F91 F92) 5 12,206,332,74-0,17517,867,043,041014,496,672,04 Психопатии (F60-F62) 3 7,323,802,151,7700,00 34,352,001,14 психопатоподобные состояния (F07; F60.4; F60.5; F60.6; F60.1; F F61) 2 4,882,531,77-0,1127,142,821,9645,802,671,32 Всего: ,915,531, ,0039,4415, ,0046,0011,71
Распространенность пограничной психических расстройств и расстройств поведения в школе здоровья «Лукоморье» и традиционных школах ()
РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ И СТРУКТУРА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА Типы акцентуаций ДевочкиМальчикиВсего абс.%P1m1T1абс.%P2m2абс.%Pm неустойчивый12,941,271,26-2,03627,278,453,30712,504,671,72 конформный00,00 -1,0114,551,411,4011,790,670,66 гипертимный1441,18 17,7 24,302,75313,644,232,391730,36 11,3 32,59 психастенический12,941,271,26-0,0814,551,411,4023,571,330,94 шизоидный12,941,271,26-0,0814,551,411,4023,571,330,94 истероидный823,53 10,1 33,39-0,741045,45 14,0 84,131832,14 12,0 02,65 комбинированный12,941,271,261,0100,00 11,790,670,66 эмоционально- лабильный411,765,062,472,0500,00 47,142,671,32 циклоидный12,941,271,261,0100,00 11,790,670,66 сенситивный38,823,802,151,7700,00 35,362,001,14 Всего34100,043,018,64, ,031,014,056100,037,313,29
Распространенность акцентуаций характера среди учащихся обычных школ, профессионального училища и школы здоровья «Лукоморье»
ШКОЛА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ: ОТ ДЕКЛАРАЦИИ ДО ДЕЙСТВИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ КОНЦЕПЦИЯ (Кучма В.Р. – 2009) ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ-РОДИТЕЛИ»
Выводы: Состояние психосоциального здоровья подрастающего поколения страны требует разработки и осуществления экстренных, комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях; Предложенная и апробированная медико-психолого- педагогической модель школы здоровья «Лукоморье» обеспечивает эффективную психопрофилактику в отношении пограничной психической патологии и гармоничного протекания пубертатного криза; Междисциплинарность проблем охраны психосоциального здоровья учащихся требует разработки и внедрения в программы подготовки специалистов медиков, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.