Историческое и современное состояние проблемыИсторическое и современное состояние проблемы Во времена Советского союза профилактике правонарушений, и, прежде всего правонарушений несовершеннолетних и молодежи, придавалось большое значение не только на словах. В эту деятельность было включено множество государственных и общественных организаций. Партийные советские власти в центре и на местах курировали и направляли эту активность.
Проводилась масштабная и во многих отношениях эффективная работа с лицами, склонными к противоправному поведению. Меры строгого контроля в сочетании с необходимой социальной помощью чаще всего приводили к желаемому результату.
Большое внимание уделялось планированию профилактических мероприятий на всех уровнях. В рамках системы МВД была создана специализированная профилактическая служба. Советы профилактики существовали на всех крупных и средних производственных предприятиях. Однако в тот период многие научные выводы и рекомендации несли на себе жирную печать прежней партийной идеологии и политики
В настоящее время, в современной России такой системы нет вовсе. Ее здание разрушено не до фундамента, а начиная с фундамента. Известные процессы 90-х годов разметали те формальные и неформальные структуры, которые занимались хорошо или плохо предупредительной деятельностью "на местах", и в первую очередь – индивидуальной профилактикой преступлений и иных правонарушений подростков и молодежи.
В результате оказался недопустимо ослабленным профилактический потенциал государства, обозначилась опасность дезорганизации социального контроля над преступностью.
Настоящее время Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении. ФЗ РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от г. 120.
Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.
Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в данной области, учреждений и органов, осуществляющих данную деятельность.
Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.
Глава I. Общие положения Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа Глава III.I. Рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Глава IV. Заключительные положения.
Согласно ст.1 Федерального Закона 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально- педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобществен- ные действия;
Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа 1.1) безнадзорных или беспризорных; 2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; 3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно- воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; 8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; 11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно- исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или сред. тяжести и освобожденных судом от наказания с прим. принудительных мер воспитательного воздействия; 14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа 1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, Конвенци ей ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.КонституциейКонвенци ей
Система профилактики КДН Органы и управлен. соц.защиты образования Органы опеки и попечительства Органы внутренних дел Службызанятости Органы и управлен. здравоохранения по делам молодежи
Приказ 569 МВД России ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 26 мая 2000 г. N 569
Приказ 569 МВД России Настоящая Инструкция в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N «О милиции», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Заключение Государство обеспечивает свою безопасность всей совокупной мощью, то есть обеспечение национальной безопасности – долг всех государственных органов, а не отдельны ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней сознавали свою обязательную сопричастность к решению проблем обеспечения
Заключение национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на силовые структуры. Конечная цель обеспечения безопасности является предупреждение преступности в целом и молодежной среде в частности.