1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Роль оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в процессе подготовки технических регламентов Таможенного союза Материалы к межрегиональной конференции «Техническое регулирование – способ повышения конкурентоспособности продукции» Нижний Новгород, 16 мая 2012 года
Внедрение института ОРВ в странах Европы и странах-членах ОЭСР (а также СНГ) Внедрение института ОРВ в странах-членах ОЭСР и странах СНГ Австралия США Польша Великобритания Н. Зеландия Нидерланды Ирландия Чехия Япония Австрия Норвегия Венгрия Испания Мексика ФранцияДания Канада ФинляндияИталия Германия Турция Украина Киргизия Узбекистан Казахстан Словакия Россия Ю. КореяШвеция Швейцария Греция Бельгия Португалия Министерство экономического развития Российской Федерации 2
3 3 Оценка регулирующего воздействия: назначение института 3 Оценка Регулирующего Воздействия Предпосылки: Изменения в экономической активности Нарастание количества нормативных правовых актов Введение ОРВ во всех странах позволило сократить издержки на избыточные процедуры Более 60 стран, включая Россию, используют ОРВ Оценка эффектов Публичность процедур Повышение качества регулирования
Существующий порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия Министерство экономического развития Российской Федерации 4 Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года 398 Минэкономразвития РоссииРазработчик (ФОИВ) 2. Предварительная оценка 5 дней 3. Углубленная оценка 20 дней 4. Подготовка заключения 5 дней 1. Поступление проекта акта Бизнес – сообщество Направление уведомления о том, что ОРВ не требуется Направление положительного заключения Направление положительного или отрицательного заключения Размещение заключения на сайте Проведение публичных 15 дней консультаций 15 дней Направление проекта акта
5 5 Оценка регулирующего воздействия: количество подготовленных заключений (2010 – 2012 годы) Министерство экономического развития Российской Федерации 5 Примечание. Данные приведены по каждому календарному кварталу отдельно.
6 6 Оценка регулирующего воздействия: анализ качества вновь вводимого регулирования (III кв г.– I кв г.) Министерство экономического развития Российской Федерации 6 Результат всех проведенных ОРВ
7 7 Ключевые проблемы подготовки проектов технических регламентов Министерство экономического развития Российской Федерации 7 Недостаточно точно определяются объекты регулирования и области применения технических регламентов Не приводятся экономические и научные обоснования предлагаемого регулирования Отсутствуют расчеты последствий введения регулирования Не предусматриваются переходные периоды, достаточные для адаптации хозяйствующих субъектов к новым требованиям
8 8 Примеры барьеров в проектах технических регламентов Таможенного союза Министерство экономического развития Российской Федерации Запрет на использование пластиковой упаковки Ограничение использования при производстве пива несоложеного сырья 20% солодовой массы Запрет на использование ароматических и вкусовых добавок Прекращение деятельности около точек продаж разливного пива. Оценка снижения прибыли пивоваренных компаний в 2,8 раза Декларирование соответствия парфюмерно-косметической продукции на основании свидетельства о государственной регистрации Избыточное дублирование процедур оценки соответствия Ограничение на производство и оборот молочной продукции, произведенной с долей замещения молочного жира более чем на 50 процентов Допустимый уровень миграции формальдегида остался 0,01 мг/м3 (для сравнения) в Европе составляет 0,124 мг/м3 8
ОРВ и публичные консультации на Едином портале Министерство экономического развития Российской Федерации 9 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. 421 Проведение публичных обсуждений проектов НПА федеральными органами исполнительной власти с 1 октября 2012 г. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Создание единого ресурса для размещения информации о разработке и общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов
10 Оценка регулирующего воздействия: дальнейшее развитие института Министерство экономического развития Российской Федерации Поэтапное внедрение ОРВ на ранней стадии разработки проектов нормативных актов Эволюция предметной области оценки Развитие ретроспективной оценки Поэтапное внедрение ОРВ на региональном уровне Ретроспективная оценка 10 актов Включение актов налогового и таможенного законодательства, некоторых актов Банка России, законопроектов, подготовленных ко второму чтению. Вывод административных регламентов из сферы оценки Поэтапное проведение ОРВ на ранней стадии Внедрение ОРВ на ранней стадии в пилотных субъектах РФ Создание Консультативного совета по ОРВ. Проведение обучения Подготовка методик. Разработка интернет-портала regulation.gov.ru Законодательное закрепление процедуры ОРВ Мониторинг фактического воздействия Экспертиза принятых нормативных правовых актов
44 субъекта РФ участвуют в ПК на федеральном уровне 3 региона проводят ОРВ с 2011 г., 28 планируют начать в 2012 г. 53 региона заинтересованы в участии в публичных консультациях на федеральном уровне Представители 53 регионов входят в рабочую группу по вопросам взаимодействия с субъектами РФ Представители 21 региона прошли обучение на международных семинарах, организованных Минэкономразвития России 67 субъектов РФ заинтересованы во внедрении ОРВ 11 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: текущий уровень внедрения в регионах и перспективы 11 * Республика Башкортостан, Воронежская область, Забайкальский край Внедрение института ОРВ предусмотрено стандартом, разработанным Агентством стратегических инициатив
12 Министерство экономического развития Российской Федерации Спасибо за внимание!