Урок природоведения «Разнообразие грибов»
Задачи: Расширить знания о грибах; Расширить знания о грибах; Дать представление об одноклеточных и многоклеточных грибах; Дать представление об одноклеточных и многоклеточных грибах; Раскрыть роль грибов в природе и жизни человека. Раскрыть роль грибов в природе и жизни человека. Оборудование урока: Муляжи грибов; Муляжи грибов; Гриб - трутовик; Гриб - трутовик; Таблицы. Таблицы.
Проверка знаний: Разделить растения по группам: Разделить растения по группам: I. Овощные II. Зерновые III. Плодовые IV. Декоративные V. Технические VI. Кормовые 1.Морковь 2.Пшеница 3.Овес 4.Рис 5.Вишня 6.Груша 7. Астра 8.Томат 9.Подсолнечник 10.Роза 11.Люцерна 12.Турнепс 13.Хлопчатник 14.Огурец 15.Яблоня 16.Гладиолус ОТВЕТ: I – 1, 8, 14 II – 2, 3, 4 III – 5, 6, 15 IV – 7, 10, 16 V – 9, 13 VI – 11,12
Проверка знаний: Какие растения называют дикорастущими? Какие растения называют дикорастущими? Дайте определение культурным растениям. Дайте определение культурным растениям. Докажите, что растение живой организм. Докажите, что растение живой организм. Чем отличаются растения от других организмов? Чем отличаются растения от других организмов?
Сформулируем вывод: Главные отличительные признаки растения – наличие пигментов, особенно хлорофилла, который обеспечивает зеленую окраску и наличие процесса фотосинтеза. Главные отличительные признаки растения – наличие пигментов, особенно хлорофилла, который обеспечивает зеленую окраску и наличие процесса фотосинтеза.
Фотосинтез Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечного света («фото» - свет, «синтез» - образование) Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечного света («фото» - свет, «синтез» - образование) КИСЛОРОД Углекислый газ СВЕТ ВОДА Ф О Т О С И Н Т Е З СВЕТ
Проблемный вопрос: боровиклисичкимухоморбелая плесень на хлебе ВЫВОД ! Нет зеленого пигмента хлорофилла, значит, нет процесса фотосинтеза. Поэтому грибы – это не растения. Грибы – это растения или нет? Почему мы не можем отнести их к растениям?
Грибы – особая группа живых существ. Грибы – особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным Грибы – особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным Клетки грибов не содержат хлорофилла Клетки грибов не содержат хлорофилла Питаются грибы готовыми органическими веществами Питаются грибы готовыми органическими веществами Грибы не передвигаются Грибы не передвигаются Грибы обитают в различных средах: в почве и на ее поверхности, в организме животных и человека. Грибы обитают в различных средах: в почве и на ее поверхности, в организме животных и человека. Грибы делятся на 3 группы: грибы - сапрофиты,грибы – паразиты, грибы-симбионты. Грибы делятся на 3 группы: грибы - сапрофиты,грибы – паразиты, грибы-симбионты. Гриб-паразит, трутовик Гриб-сапрофит, белый гриб Гриб-симбионт, подосиновик
Разнообразие грибов С грибами мы встречаемся часто: плесень –грибы, испортилось яблоко, картофель – это работа грибов. С грибами мы встречаемся часто: плесень –грибы, испортилось яблоко, картофель – это работа грибов. Одноклеточные грибы – незаметны, невидимы глазу человека, например, дрожжи. Одноклеточные грибы – незаметны, невидимы глазу человека, например, дрожжи. Многоклеточные грибы– хорошо видны. Среди них встречаются грибы- паразиты, грибы- сапрофиты, грибы- симбионты. Многоклеточные грибы– хорошо видны. Среди них встречаются грибы- паразиты, грибы- сапрофиты, грибы- симбионты. пеницилл Мучнистая роса парша Спорынья дрожжи
Разнообразие грибов Строение многоклеточных шляпочных грибов. Строение многоклеточных шляпочных грибов. Шляпочные грибы состоят из грибницы (главная часть каждого гриба - мицелий) и плодового тела. Шляпочные грибы состоят из грибницы (главная часть каждого гриба - мицелий) и плодового тела. Плодовое тело образовано пеньком и шляпкой. Плодовое тело образовано пеньком и шляпкой.
Значение грибов: Роль грибов в природе: 1. Разрушение органических остатков; 2. Участие в круговороте веществ; 3. Участие в почвообразовании; 4. Улучшение плодородия почв. Использование грибов человеком: 1. Грибы- источник витаминов; 2. Для получения лекарств – пеницилл; 3. Для получения кормового белка - дрожжи;
Вывод: Вывод: Грибы – особая группа живых существ, не способная образовывать органические вещества. Грибы – особая группа живых существ, не способная образовывать органические вещества. Грибы питаются готовыми органическими веществами, поэтому поселяются на других живых организмах – растениях, животных или их останках. Грибы питаются готовыми органическими веществами, поэтому поселяются на других живых организмах – растениях, животных или их останках. Серая гниль трутовик фитофтора
Закрепление изученного: Мир грибов разнообразен, но что их объединяет в одну группу? Мир грибов разнообразен, но что их объединяет в одну группу? Ответ: в одну группу их объединяют общие признаки старения и способ питания. Что общего у грибов и растений? Что общего у грибов и растений? Ответ: неподвижность и способность поглощать воду из почвы с растворенными минеральными веществами. Докажите, что грибы – организмы. Докажите, что грибы – организмы. Ответ: Организмы – это тела живой природы. Это относится и к грибам. Все живое – дышит, питается, растет, размножается, стареет и умирает. Вам известно, что грибы делятся на 2 группы: одноклеточные и многоклеточные. А какая группа грибов здесь изображена?
Домашнее задание: Изучить § 44, вопросы 1,2 на стр. 179 Изучить § 44, вопросы 1,2 на стр. 179