V. Современная философия 1. Психоанализ и аналитическая психология Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-психиатр Душа (психика) человека – это не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стали противоречия.
Advertisements

PPTzone.ru Экзистенциализм Экзистенциализм (позднелат. существование) - философия существования Термин возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов,
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Лекция 6 Неклассическая философская мысль. Артур Шопенгауэр ( )
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Выполнила : студентка 1 курса 5 группы Балакирева Анна Сергеевна.
К.Г. Юнг Учение о сознании. Архетипы Работу выполнила: студентка 222 группы, лечебного факультета Галкина Елизавета.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТРУДЕ ТОЛКОВАНИЙ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНТА РЕЙДА / ФИЛОСОФИЯ / ПРЕКРАСНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Практическая работа 4 Цель практической работы: уметь выделять главное в тексте, научиться развернуто отвечать на вопросы и уметь аргументировать свою.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОПРОСЫ Понятие личности. Понятие личности. Структура личности. Структура личности. Основные направления.
IV. Западноевропейская философия нового времени (XVII-XX вв.) Понятийный аппарат схоластики, но цель исследования иная – абсолютно достоверное экспериментально-
Неопозитивизм и проблема моделей Нуриева А.У.. Неопозитивизм Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается.
Немецкие философы экзистенциалисты
Экзистенциализм или «философия существования» направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Транксрипт:

V. Современная философия 1. Психоанализ и аналитическая психология Зигмунд Фрейд ( ), австрийский врач-психиатр Душа (психика) человека – это не только его сознание, но и «бессознательное»: не столько то, что забыто или не осознаётся человеком, сколько «область» вытесненных из сознания желаний, источником которых является «либидо» – половое влечение, сексуальная «энергия» (позже – все проявления любви) Источник конфликта человека с самим собой: реализации желаний мешает «предсознание», осуществляющее их «цензуру», поскольку бессознательное действует согласно «принципу удовольствия», а предсознание – согласно «принципу реальности»

Бессознательное содержит в себе «комплексы» (термин Юнга) – сложные психические структуры, обусловливающие поведение человека («Эдипов комплекс») Закономерности функционирования бессознательного могут быть изучены на материале сновидений и свободных ассоциаций «Импульсы» либидо могут подавляться, реализовываться, «сублимироваться» в формы деятельности, не связанные с половым влечением Вся человеческая культура и религия созданы на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности

Концепция гг.: (1) Оно («область» инстинктов и влечений), из которой возникают Я (реализует / запрещает «позывы» Оно, соотнося их со Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я («инстанция» нравственности – соотносит мысли и поступки с общественными нормами) (2) Эрос (инстинкт жизни и полового размножения) и более фундаментальный – Танатос (инстинкт смерти и самоуничтожения) Критика: невозможность научного подтверждения и оценки психоаналитчисеки теорий «Культура, с одной стороны, ограничивает неконтролируемые сексуальные и агрессивные инстинкты человека, а с другой – делает его больным и несчастным»

Карл Густав Юнг ( ), швейцарский врач, психолог и философ Либидо охватывает все влечения и стремления, а не только сексуальные («жизненная энергия»); бессознательное содержит не только инстинкты и влечения Первично не индивидуальное, а «коллективное» бессознательное (не обусловленное событиями индивидуальной душевной жизни) Содержание коллективного бессознательного: инстинкты и «архетипы» («первообразы») – эмоционально заряженные образы, соотносящиеся с инстинктами и вызывающие чувство «священного»

Архетипы – наследие психической истории человечества; дают материал для религиозных образов и символов, мифов, сказок и снов («тень», «анима» / «анимус», «великая мать», «мудрец» / «мудрая женщина», схождение души в царство мёртвых) Задача человека и культуры – интеграция содержания бессознательного в сознание, достижение целостности, гармонии между рациональным и иррациональным. Преобладание одной из сторон может вести к дезинтеграции сознания либо к его оскудению «Лишь овладев содержанием бессознательного, человек в полной мере обретает себя»

2. Экзистенциализм (от лат. existentia – «существование») Предшественники: Сёрен Кьеркегор ( ), Лев Шестов (1866–1938) В отличие от всего остального человек определяется не через сущность и её свойства (в первую очередь разум), а через особенности своего существования («экзистенции») и отношения к нему (1) Экзистенция – это не сам факт существования человека и не простое ощущение жизни, а переживание и осознание собственного существования в мире, открытости миру. Экзистенция не замкнута в себе и всегда направлена на иное – мир как целое, людей, предметы

Феноменология Эдмунда Гуссерля ( ) – анализ деятельности сознания: основное свойство сознания – интенциональность (направленность на предметы) Атеистический экзистенциализм(Жан-Поль Сартр, Альбер Камю): Бог умер, поэтому человек принципиально смертен – его существование направлено к ничто, а жизнь без Бога в пределе абсурдна – смысл произвольно устанавливает сам человек Религиозный экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер): в обращённости к миру и к другому или в «пограничных» ситуациях (в глубочайших потрясениях, перед лицом смерти) человеку открывается подлинный смысл его существования (поскольку за миром стоит Бог)

Карл Ясперс ( ) Жан-Поль Сартр ( ) Мартин Хайдеггер ( ) Альбер Камю ( )

(2) Главная особенность экзистенции – существование во времени (временность). Но это не безразличное физическое время, а личностное: время дела, заботы, радости, скуки, ожидания; оно течёт из будущего, с которым связаны проекты собственной жизни, выбор и реализация возможностей, надежда. Но временность экзистенции означает и её конечность – ограниченность смертью Историчность: человеческое существование всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, все это – выражение изначального характера экзистенции как «заброшенности»

Сартр и Камю: трансценденция иллюзорна, за ней стоит ничто, которое есть глубочайшая тайна экзистенции (нигилизм) (3) Трансцендирование (от лат. trans-cendere – «выходить за пределы»): устремлённость человека за пределы собственного существования Религиозный экзистенциализм: трансцендентное («выходящее за пределы человеческого существования») – это не ничто, а Бог. Ясперс и поздний Хайдеггер: трансцендентное – реально, однако его невозможно познать рационально, можно лишь «открыться» для «встречи» с ним

(4) Трансцендирование выражается в способности экзистенции к свободе, которая начинается за пределами социальных, экономических, правовых, культурных отношений Религиозный экзистенциализм: подлинную свободу можно обрести лишь в Боге Атеистический экзистенциализм (Сартр): свобода – в полной независимости от наличных условий существования; человек сам создает себя (но это возможно потому, что человек принципиально одинок и лишен какой бы то ни было основы в мире)

Свобода – бремя, которое должен нести человек, поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отказа от своей личности Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь и дружба – в тех формах, которые установлены обществом Единственный способ подлинного общения (Камю) – это объединение в бунте против «абсурдного» мира, против конечности и смертности человека, бессмысленности его существования

Критика: экзистенциализм не объясняет, как совместить способность человека к творчеству и созиданию с устремленностью экзистенции к ничто, концу, смерти. Ведь перед лицом ничто всякое устремление, всякое творчество с самого начала обречено на крушение, перед лицом ничто незачем строить. Поэтому экзистенциалисты (прежде всего Сартр и Камю) склонны скорее к бунту, чем к созиданию

3. Аналитическая философия Подход к решению философских проблем не через изучение сознания (как в немецкой классической философии), а через анализ языковых средств выражения – путём выявления логической структуры языка либо путём выяснения закономерностей обыденного языка Готлоб Фреге ( ) Разработка языка символической (математической) логики (идея Лейбница). Формализация и ускорение решения логических и философских проблем

Редукция арифметики к логике (логицизм) на основе понятия класса: число – класс всех классов, которые имеют одинаковое количество предметов; «0» – класс всех тех классов предметов, которые нетождественны себе, «1» – класс классов, тождественных нуль-классу Парадокс в связи с классом всех классов, являющихся собственными элементами (письмо Рассела) Теоремы Курта Гёделя (1932): о неполноте (1) и о непротиворечивости (2) формальных систем, достаточно сложных, чтобы включать в себя язык арифметики. Невозможность самообоснования логицизма

Бертран Рассел ( ) и Джордж Эдвард Мур ( ): вместо «абсолютного идеализма» (целостность, главенство целого над частями, «внутренние отношения») – плюрализм, атомизм, анализ (два противоположных мировоззрения) Джордж Эдвард Мур: обыденный язык и здравый смысл Анализ – «перевод», замена одних выражений другими, тождественными им по смыслу

Истинность наиболее общих положений (о существовании внешних вещей, других людей) заложена в способе мышления человека. Человек не знает, откуда ему известны многие бесспорные истины, но знает их с очевидностью, а попытки их оспорить приводят к путанице и противоречиям в языке Бертран Рассел: формализованный язык и теория «внешних отношений» Эмпиризм с опорой не на психологию, а на математическую логику ( теория познания, основание философии – задаёт онтологию)

Логицизм: математика – отрасль логики (для разрешения парадокса Фреге – теория типов, ср. теория метаязыков Тарского) Высказывание – переменная, зависящая от входящих в него выражений (целое определяется частями, а не наоборот); анализ: от семантики – к синтаксису «Атомизм» логики «атомизм» метафизики Людвиг Витгенштейн ( ) (1) «Логико-философский трактат» (1921): мир имеет онтологию, соответствующую логике Рассела

Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных и простых (элементарных), которые состоят из объектов в той или иной конфигурации. Объекты – просты и постоянны; события – возможные (изменяющиеся) конфигурации объектов Элементарные высказывания – «картины» элементарных фактов (событий). Совокупность истинных предложений – «картина» мира (разные языки дают разные «картины» мира) Граница смысла: осмысленные высказывания – о фактах; логические – формальны (тавтологичны; не несут нового смысла). Философия должна быть «критикой языка» (ср. Кант) «О чём невозможно говорить, о том следует молчать» (нравственность, религия, смысл жизни)

(2) «Философские исследования» (1953): значение = употребление (прагматика вместо поиска идеальных структур); «языковые игры» – разные, каждая со своими правилами; «формы жизни» Язык – часть социального взаимодействия, бытующая только в нём, форма социальной жизни