Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования, зам. декана по научной работе ф-та педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, зам. главного редактора журнала «Развитие личности», главный редактор журнала «Исследователь/Researcher»
Разведение смежных понятий Способности – способ действия, то есть успешное овладение конкретной нормой деятельности и возможностью ее эффективно применять на практике. Талант – мера измерения ценности (уникальности) возможностей человека для общества. Одаренность – овладение даром.
Одаренность (по Дж. Рензулли) креативность мотивация интеллект
Рабочая концепция одаренности Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Основания выделения видов одаренности: 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (способности и задатки). 2. Степень сформированности (актуальная и потенциальная). 3. Форма проявлений (явная и скрытая). 4. Широта проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная). 5. Особенности возрастного развития (ранняя и поздняя).
Проблема одаренности Откуда дар? Два подхода к проблеме одаренности на практике: 1 – одаренность как диагноз 2 – одаренность как ориентир развития
«Одаренность как диагноз» Искаженные стратегии образовательной практики: селекция; резервация; эксплуатация; стигматизация; симуляция или имитация; редукция; ложная идентификация; искаженная экспектации…
Проблема развития 1. Биологические предпосылки 2. Условия развития 3. Внутренняя позиция 1. Учение (освоение культурных образцов, существующих знаний, концептуальных позиций) 2. Практика (приобретение навыков, способов деятельности) 3. Исследование (выход на субъектную позиция по отношению к действительности)
Становление субъектности Созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других») Осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю зачем я действую») Способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам») Самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам») Потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам»)
Психолого-педагогическое сопровождение
Подходы к разработке содержания образования Ускорение (темпа развития) Углубление (в конкретную сферу) Обогащение (содержания обучения) Проблематизация (содержания обучения) Включение (в предметную деятельность)
Учебно-исследовательская деятельность: творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также расширение мировоззрения
У У У ИДУ Траектория сопровождения ИД У У У ИДУ
Существенные моменты активность в деятельность преобразуется в ходе присвоения культурных норм культурные нормы не осваиваются вне деятельности значим учет сензитивных периодов развития и зоны ближайшего развития субъектность развивается самим деятелем, а не строится извне важно создавать ситуацию свободы выбора субъекта действия в заданных условиях не владеющий нормой не сможет ее целенаправленно транслировать
Научно-методическое и информационное сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся
Журнал «Исследовательская работа школьников» (2002 – 2008)
Библиотека журнала Индекс 39742
«Энциклопедии» ИДУ в стране
V-я конференция состоится в феврале 2011
Спасибо за внимание! Gracias por su atención! Thank you for your attention!