Слово о полку Игореве » « Слово о полку Игореве » Жемчужина древнерусской литературы. Свет золотого слова. Подготовила: Безкоровайная И.В. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 15
Цель урока Раскрытие своеобразия сюжетно- композиционной организации жанра «Слова…»
Чем дальше от нас во времени творения культуры, тем острее наша способность к восприятию их духовной энергии
Свет «Слова…» шел к нам из глубин древнерусской истории, чтобы на рубеже веков поразить своей красотой первых читателей нового времени – ДержавинаРадищеваКарамзина Один из списокв «Слова…» был найден в начале 90-х годов 18в. Известными собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным, который был приобретен им в Спасо-Ярославском монастыре.
С рукописи были сняты копии, одна из них предназначавшаяся для Екатерины II дошла до нас. В 1812 году сборник включавший «Слово о полку Игореве», сгорел во время московского пожара.
«Слово…» рассказывает о неудачном походе на половцев новгород- северского князя Игоря и его родственников – сына Владимира, брата Всеволода, племянника Святослава тайного от Святослава Киевского
Вступление к «Слову…» декларация автором своей поэтической манеры. Автор видит свою задачу в том, чтобы «петь по былям нового времени». Вспоминая Баяна, он восхищается им, но признает свое право писать по-новому.
Затмение солнца С самого начала природа выступает как действующее лицо «Слова…». Затмение солнца становится не только необычным природным явлением, сколько предостережение Игорю, грозным предзнаменованием его будущих несчастий. Игорь же выступает в поход, несмотря на недоброе предзнаменование. Видно двойственное отношение автора к поступку князя: осуждение безрассудства и восхищение мужеством Игоря.
Игорь ждет милого брата Всеволода В эпизоде раскрывается ценность простых человеческих чувств: любовь, братство, готовность по первому зову прийти на помощь. Звучит хвала военному искусству боевой дружины Всеволода, подчеркивается единство цели князя и простых дружинников.
«Игорь к Дону воинов ведет» На фоне тревожных предзнаменований в окружающей природе проявляется как упрямство, так и мужество Игоря. Описывается мучительная длительность ночи накануне битвы: «долго ночь меркни». Трагическое звучание рефрена: «О русская земля. Уже ты за холмом».
Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев. Легкость первой победы подчеркнута краткостью описания боя. Богатая добыча досталась войску Игоря, но сам он взял себе только боевые знаки врагов.
Князь спит не подозревая о новой опасности. Автор, сочувствует русскому войску. Обладая особым «панорамным» ведением, автор в отличи от войска Игоря, знает о приближающейся трагедии, видит, как Бак и Кончак собирает свои главные силы.
Утро перед битвой Надвигающаяся гроза сливается с наступлением половцев. Особую выразительность картине грозового утра придают экспрессивные эпитеты («черные тучи», «кровавые зори», гром великий». Рефрен «О русская земля. Уже ты за холмом». На фоне этой символической картины усиливаются тяжкие предчувствия автора.
Начало битвы. Образ Всеволода. Начало битвы описано в былинном стиле. Гиперболизируется богатырская сила и храбрость Всеволода. Князь готов идти до конца, потерять все, во время битвы он забывает обо всем, думает лишь об исходе сражения.
Лирическое отступление о судьбах Русской земли. Мысленно возвращаясь к старым» временам, автор вспоминает, сколько горя принесли Руси междоусобные войны. Рисуется драматическая картина опустошения Русской земли при Олеге Святославовиче. Нынешняя трагедия в сравнении видится автору даже более кровавой и губительной для Руси.
Лирическое отступление о судьбах Русской земли Мысленно возвращаясь к «старым» временам, автор вспоминает сколько горя принесли Руси междоусобные войны. Рисуется драматическая картина опустошения Русской земли при Олеге Святославовиче. Нынешняя трагедия в сравнении видится автору даже более правовой и губительной для Руси.
Рассказ о поражении Игоря Рассказ представляет собой развернутое сравнение битвы с пиром, характерное для народного творчества: Смерть – свадьба; Половцы – сваты; Кровь – вино. Олицетворение в изображении природы подчеркивает всеобщность горя.
Последствия поражения Игоря для все Русской земли. Игорь и Всеволод уничтожили своим неудачным походом победные результаты предыдущего похода русских сил.
«Золотое слово» Святослава. Призыв к русским князьям встать на защиту земли Русской. Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «Золотое слово». Он осуждает своеволие Игоря и Всеволода.
Плач Ярославны Плач Ярославны делает повествование лиричным. Обращение Ярославны к языческим силам, подчеркивает особую связь русичей с прошлым.
Бегство Игоря из плена. Повествование о бегстве Игоря из плена выдержано в традициях русских народных сказок. Силы природы участвуют в судьбе Игоря, помогая ему бежать из плена.
Возращение Игоря. «Слово…» заканчивается радостно и торжественно, оно оптимистично по своей сущности. Автор провозглашает славу всем князьям дружине.
Образ Русской земли в «Слове…» Образ Русской земли – центральный в «Слове…». Автор ощущает свою родину как единое, огромное, живое существо. Русская земля – это не только географическое пространство, но и русский народ.
Политические идеи «Слова…» Автор – сторонник сильной княжеской власти во имя единства Русской земли.