Грибкова Н.Б. учитель биологии МОУ Новожизненская ООШ Аннинский район Воронежская область Знать – хорошо, но уметь – лучше. Гейбель.
Научно-технический прогресс вывел цивилизацию на новый уровень развития, но одновременно вызвал появление новых проблем. Одна из глобальных проблем современности, которую предстоит решать – защита окружающей среды. Научно-технический прогресс вывел цивилизацию на новый уровень развития, но одновременно вызвал появление новых проблем. Одна из глобальных проблем современности, которую предстоит решать – защита окружающей среды. Большинство «защитников природы» основными виновниками ухудшения экологической обстановки считают химическую промышленность и химию как таковую. Но это не так: химическая промышленность занимает далеко не первое место в ряду основных «загрязнителей природы», уступая первенство энергетике, транспорту и металлургии. Большинство «защитников природы» основными виновниками ухудшения экологической обстановки считают химическую промышленность и химию как таковую. Но это не так: химическая промышленность занимает далеко не первое место в ряду основных «загрязнителей природы», уступая первенство энергетике, транспорту и металлургии. Без продукции химической промышленности было бы невозможно практическое осуществление природоохранных мероприятий. Именно химикам принадлежит ведущая роль в решении экологических проблем, так как все методы очистки, переработки отходов, оценки уровня загрязнения в основе своей химические. Без продукции химической промышленности было бы невозможно практическое осуществление природоохранных мероприятий. Именно химикам принадлежит ведущая роль в решении экологических проблем, так как все методы очистки, переработки отходов, оценки уровня загрязнения в основе своей химические. Насколько остро стоит экологическая проблема в наши дни? Насколько остро стоит экологическая проблема в наши дни? Какова роль химиков – учёных, технологов, педагогов – в преодолении сложившейся кризисной ситуации? Какова роль химиков – учёных, технологов, педагогов – в преодолении сложившейся кризисной ситуации?
Для прогнозирования и предотвращения негативных последствий антропогенного воздействия человека на окружающую среду необходимо, чтобы фундаментальное знание опережало уровень развития технологии. Поэтому среди основных задач современности стоят разработка методов переработки отходов, аналитический контроль загрязнения, а также самая приоритетной из них – изучение химии окружающей среды. Для прогнозирования и предотвращения негативных последствий антропогенного воздействия человека на окружающую среду необходимо, чтобы фундаментальное знание опережало уровень развития технологии. Поэтому среди основных задач современности стоят разработка методов переработки отходов, аналитический контроль загрязнения, а также самая приоритетной из них – изучение химии окружающей среды. Нет ни одной отросли производства, в которой бы не применялись химические технологии. Поэтому роль химии и учёных – химиков в народном хозяйстве велика. Нет ни одной отросли производства, в которой бы не применялись химические технологии. Поэтому роль химии и учёных – химиков в народном хозяйстве велика.
Каковы экологические проблемы современности? Каковы экологические проблемы современности? Накопление тяжёлых металлов в снеге и почве. Накопление тяжёлых металлов в снеге и почве. Некоторые металлы, такие как свинец, медь, ртуть, кадмий, никель, хром, цинк, мышьяк называют металлами - токсикантами, которые наиболее опасны для здоровья человека и животных. Определить содержание тяжёлых металлов в снеге и почве с помощью метода тонкослойной хроматографии. Некоторые металлы, такие как свинец, медь, ртуть, кадмий, никель, хром, цинк, мышьяк называют металлами - токсикантами, которые наиболее опасны для здоровья человека и животных. Определить содержание тяжёлых металлов в снеге и почве с помощью метода тонкослойной хроматографии. Кислотные осадки. Кислотные осадки. Главные кислотообразующие выбросы в атмосферу – диоксид серы и оксиды азота. Природными источниками поступления диоксида серы в атмосферу бывают вулканы и лесные пожары. В настоящий момент огромные территории нашей страны охвачены пожарами. Горят леса, населённые пункты. При этом в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных веществ. Главные кислотообразующие выбросы в атмосферу – диоксид серы и оксиды азота. Природными источниками поступления диоксида серы в атмосферу бывают вулканы и лесные пожары. В настоящий момент огромные территории нашей страны охвачены пожарами. Горят леса, населённые пункты. При этом в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных веществ.
Тест на загрязнение снега
Сравнительный анализ воды
Сернистый газ SO 2 Аэрозоли сернистой кислоты H 2 SO 3 Пары воды Горение соединений серы, содер- жащихся в угле и мазуте Фотохимическое окисление О 2 +hv ОкислениеОкисление Окисление кислородом, содержащимся в водяном паре Влажный воздух Аэрозоли серной кислоты Н 2 SO 4 Серный ангидрит SO 3 Горение магния, железа и других металлов, содер- жащихся в угле Кислотные росы Кислотные туманы Кислотные дожди Сульфаты металлов Влажный воздух Схема образования кислотных осадков
«Ты самое большое богатство на свете…» Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Вода стоит особняком в истории нашей планеты. В.И.Вернадский В.И.Вернадский Жизнь есть одушевлённая вода. Жизнь есть одушевлённая вода. Э.Дюбуа Э.Дюбуа Океан – это вода, а значит, сама жизнь. Океан – это вода, а значит, сама жизнь. Ж.-И.Кусто Ж.-И.Кусто Вода дороже золота… Вода дороже золота… Антуан де Сент – Экэюпери Антуан де Сент – Экэюпери Не лейте зря воды… Не лейте зря воды… Марина Цветаева Марина Цветаева Что может быть воды полезней? Что может быть воды полезней? Без воды – грязь, без воды – болезни. Без воды – грязь, без воды – болезни. В.В.Маяковский В.В.Маяковский
Потребность в воде растёт, а запасы пресной воды сокращаются, ухудшается её качество. Мировой океан загрязнён сельскохозяйственными, промышленными и бытовыми стоками, нефтью и нефтепродуктами. Только в морях ежегодно прибавляется 176 тысяч тонн пластиковых изделий. Непродуманная мелиорация и выкачивание подземных вод ведёт к поступлению солёных вод на место пресных, засолению почв. Создание крупных водохранилищ ведёт к заболачиванию; вырубка лесов и осушение болот – к уменьшению речного стока. Мировой океан загрязнён сельскохозяйственными, промышленными и бытовыми стоками, нефтью и нефтепродуктами. Только в морях ежегодно прибавляется 176 тысяч тонн пластиковых изделий. Непродуманная мелиорация и выкачивание подземных вод ведёт к поступлению солёных вод на место пресных, засолению почв. Создание крупных водохранилищ ведёт к заболачиванию; вырубка лесов и осушение болот – к уменьшению речного стока. Всё перечисленное относится и к нашей местности. Всё больше водоёмов становятся запретными для купания. Исчезают раки – индикаторы чистой воды.
Утилизация мусора Утилизация мусора Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо утилизировать,или, проще говоря, куда – то девать. Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Пока человечество придумало три разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо утилизировать,или, проще говоря, куда – то девать. Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Пока человечество придумало три разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их.
ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами. Вред человеку: гниющие пищевые отходы - рассадник микробов. При гниении выделяют дурно пахнущие и ядовитые в больших концентрациях вещества. Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами. Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода. Время разложения: 1-2 недели. Способ вторичного использования (в любых масштабах): компостирование. Наименее опасный способ обезвреживания( в малых масштабах): компостирование. Продукты, образующиеся при обезвреживании: перегной. Категорически запрещено бросать в огонь, так как могут образоваться диоксины.
МЕТАЛЛОЛОМ Материал: железо или чугун. Ущерб природе: соединения железа ядовиты для многих организмов. Куски металлов травмируют животных. Вред человеку: вызывает различные травмы. Пути разложения: под действием растворенного в воде или находящегося в воздухе кислорода медленно окисляется до оксида железа (ржавчины), который в некоторых условиях (кислые воды) растворяется. Конечный продукт разложения: порошок ржавчины или растворимые соли железа. Скорость разложения: на земле 1 мм в глубину за 1020 лет, в пресной воде 1 мм в глубину за 35 лет, в соленой воде 1 мм в глубину за 12 года. Способ вторичного использования (в больших масштабах): переплавка. Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку или захоронение. Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа.
БАНКИ ИЗ-ПОД ПИВА И ДРУГИХ НАПИТКОВ БАНКИ ИЗ-ПОД ПИВА И ДРУГИХ НАПИТКОВ Материал: алюминий и его сплавы. Ущерб природе: острые края банок вызывают травмы у животных. Вред человеку: в банках скапливается вода. в которой размножаются личинки кровососущих насекомых. Пути разложения: под действием кислорода алюминий медленно окисляется до оксида алюминия, который в некоторых условиях растворяется. Конечный продукт разложения: оксид и соли алюминия. Время разложения: на земле сотни лет, в пресной воде несколько десятков лет, соленой воде несколько лет. Способ вторичного использования ( больших масштабах): переплавка. Наименее опасный способ обезвреживания (в небольших масштабах): захоронение Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксид алюминия.
Приведённые сведения показывают, что утилизация мусора дело непростое и небезопасное. Хотелось бы чтобы уменьшилось количество мусора на душу населения. Но в настоящее время наблюдается обратная тенденция. Сегодня всё острее стоит проблема вторичной переработки бытовых отходов. Если бы каждый человек на минуту задумался и представил, сколько упаковочного материала ежедневно вывозится на свалку… А ведь с химической точки зрения это целлюлоза, стекло, алюминий, пластмассы, оцинкованное железо. На мой взгляд, мы, учителя, можем и должны вести разъяснительную экологическую работу. В процессе обучения школьников на уроках химии мы поднимаем вопросы о важности сохранения природных ресурсов, создаем экологические проекты, проводим акции.
Мы любим родные места не за их богатство, а за то, что они прекрасны, что эта обыкновенная земля – часть нашей Родины. К. Паустовский
Мы любим родные места не за их богатство, а за то, что они прекрасны, что эта обыкновенная земля – часть нашей Родины. К. Паустовский