Сопоставительный анализ стихотворений («Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова) Подготовила Ученица 9 «Б» класса МАОУ «Лицей 38» г. Белгорода Ерышова Юлия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
Advertisements

Троица Ветхозаветная Андрей Рублёв Составитель : Шевченко И. А.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Пророк»
ПЛАН комплексного анализа стихотворения А.С.Пушкина «ПРОРОК» 1.Дата написания. Реально – биографический и фактический комментарий: «тайная аудиенция» А.С.Пушкина.
Презентация к докладу «Технологичность обучения литературе с применением информационно-компьютерных возможностей» Выполнена учителем русского языка и литературы.
Стилистическое своеобразие стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» Пушкин, написав « Пророка », создал идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем.
Тайна поэтического слова А. С. Пушкина на примере стихотворений «Пророк», «Анчар»
Учитель: Мыльникова И.В.. У великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения под названием «Пророк». Но образ пророка у них разный.
Урок литературы на тему: «Образ пророка в произведениях М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина» Урок памяти Е. И. Никитиной Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Михаил Юрьевич Лермонтов Тема поэта и толпы в лирике Лермонтова.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Я молод, но кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел: У нас одна душа, одни и те же муки; О, если б одинаков.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Пророк»
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Особенности поэтического мира Н.Рубцова Урок-обобщение в 8 классе.
Молчат гробницы, мумии и кости – Молчат гробницы, мумии и кости – Лишь слову жизнь дана: Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Из.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Значение творчества А.С. Пушкина Само имя «Пушкин» стало символом борьбы и надежд, веры в великое предназначение России, ее великое будущее. Пушкин вошёл.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
В ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Творчество А. Т. Твардовского merelenko-su.uCoz.ru.
Транксрипт:

Сопоставительный анализ стихотворений («Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова) Подготовила Ученица 9 «Б» класса МАОУ «Лицей 38» г. Белгорода Ерышова Юлия (Учитель: Присухина Инесса Всеволодовна)

Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло. А.И. Герцен

Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.

Пророк

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». C тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами; Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!" А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов

Для того, чтобы сделать верные выводы из сопоставления двух стихотворений и лучше понять их художественное своеобразие,нам необходимо обратиться к мировоззрению двух поэтов. Пушкин и Лермонтов – современники, но в то же время их мировоззренческие установки сложились под влиянием совершенно разных эпох. Пушкин и Лермонтов – современники, но в то же время их мировоззренческие установки сложились под влиянием совершенно разных эпох. Пушкин сформировался как поэт на волне патриотического подъема, охватившего страну после победы в Отечественной войне 1812 года. Пушкин сформировался как поэт на волне патриотического подъема, охватившего страну после победы в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов же начал писать в 30-е годы, в период жесткой реакции на правление Александра I. Восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году и его последствия сильно повлияли на становление мировоззрения поэта. Поэтому в творчестве Пушкина больше проявляется светлое начало, а Лермонтова - упадническое. «Пророк» Лермонтова был написан спустя десятилетие после пушкинского и является его логическим продолжением. «Пророк» Лермонтова был написан спустя десятилетие после пушкинского и является его логическим продолжением.

Восстание декабристов на Сенатской площади

Эти два стихотворения пример того, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве великих поэтов.

«Пророк» Пушкина«Пророк» Лермонтова Преображение человека в пророка Ясный, гармоничный мир Торжество настоящей и будущей жизни Цель – «глаголом жечь сердца людей» Общество отвергает пророка Мир страданий и слез Контраст света и тени, добра и зла Цель – «воспламенять бойца для битвы»

Обратимся к последним строкам стихотворения А.С.Пушкина: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. и к первым строкам стихотворения Лермонтова: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Таким образом, можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом их облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами («И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет»), Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: «… Как он угрюм, и худ и бледен!», «Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!».

У Пушкина мы чувствуем веру в человека, в общество; у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко трагично.

«Пророк» Лермонтова

«Пророк» Пушкина

Тема данных стихотворений – жизнь поэта в обществе и проблема его взаимоотношений с людьми. Согласно Пушкину и Лермонтову, истинный поэт – это пророк, который наделен Божьим провиденьем. Поэт томится духовной жаждой, он влачится в мрачной пустыне не зная гласа Божьего. Такой поэт не может называться поэтом истинным. Только тогда, когда ему дается всевиденье пророка, он становится истинным поэтом, целителем заблудших душ. Задача пророка – исцелять людей от пороков, обращать их к Богу, бичевать их недостатки ибо его устами говорит Всевышний.

Особенности написания.

В пушкинском варианте мы наблюдаем, как обычный человек становится пророком. В один момент он познал все тайны мира: И внял я неба содраганье, И горний ангелов полет… Вместо языка ему было дано «жало мудрыя змеи» (змея является традиционным символом знания и мудрости), а вместо сердца «угль, пылающий огнем», который призван освещать дорогу тем, кто заблудился во тьме. Интересен стиль, выбранный Пушкиным для написания «Пророка». В тексте много архаичной, церковной лексики. Возникает вопрос, зачем автор так поступил? Скорей всего, Пушкин хотел создать атмосферу древности и приблизиться к евангельским первоисточникам. Весь ритуал посвящения расписан очень подробно и четко, а церковнославянская лексика добавляет в текст больше выразительности и пафоса лишний раз подчеркивая, что голос поэта – это голос Бога.

Лермонтов в своём стихотворении намечает путь, которым должен идти тот, кто получил божественный дар. Поэт показывает нам отдалённые последствия этого пути. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Стихотворение «Пророк» - одна из вершин лермонтовской лирики. Каждая фраза стихотворения опирается прямо или косвенно на библейское сказание и одновременно имеет острый злободневный смысл, поэтически точна, конкретна и вместе с тем символически многозначна.

Композиция и языковой анализ.

А.С. Пушкин Мужская и женская рифма в произведении чередуются. Стихотворение не разбито на части. Тем самым автор сохраняет единство своеобразной идеи. М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Пророк» Лермонтов написал четырёхстопным ямбом, чередуя в нём женские и мужские рифмы. Это произведение – некая лирическая исповедь поэта. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов отдают предпочтение ямбу. Именно этот стихотворный размер придаёт стихотворениям благородство и возвышенность содержания. Способ рифмовки: перекрёстный Композиция стихотворения

Нельзя не обратить внимание на обилие таких выразительно-изобразительных средств,как эпитеты: А.С.Пушкин «Духовной жаждою» «Вещие зеницы» «Грешный язык» «Сердце трепетное» М.Ю.Лермонтов «Чистые ученья» «Страницы злобы м порока» «Даром божьей пищи»

Метафоры: А.С.Пушкин «Отверзлись вещие зеницы» «И внял я неба содроганье» «Глаголом жги сердца людей» М.Ю.Лермонтов «В очах людей читаю я…» «Посыпал пеплом я главу» «Бог гасит его устами»

Сравнения: А.С.Пушкин «Перстами легкими как сон» «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы» М.Ю.Лермонтов «И вот в пустыне я живу, как птицы, даром божьей пищи»

Олицетворения А.С.ПушкинМ.Ю.Лермонтов «И звезды слушают меня, лучами радостно играя»

Все эти средства, делают произведения более выразительными, эмоциональными. Помогают понять и ярче представить авторский замысел.

Фонетический анализ.

А.С.Пушкин Аллитерация: Отверзлись вещие зеницы И гад морских подводный ход Глаголом жги сердца людей М.Ю.Лермонтов Аллитерация: Посыпал пеплом я главу Такой приём звукописи делает произведения более эмоциональными, ритмичными.

Для придания эмоциональной окраски А.С.Пушкин использует многосоюзие (полисиндетон): И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый… Нельзя не обратить внимания на анафору, используемую М.Ю. Лермонтовым в последних двух катренах: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами; Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!"

Пушкинский пророк смело ступает по земле и несет в души людей светлое начало. Именно таким поэтом – пророком видел себя сам автор. У Лермонтова пророк становится не гением, а страдальцем, который обречен на вечное одиночество и полное непонимание со стороны людей, которым он стал провозглашать любви и правды чистые ученья. Лермонтов переносит пушкинского пророка в современный мир и показывает, что поэту – пророку нет места в этом мире. Удел поэта – одиночество. Пророк Лермонтова возвращается в пустыню, где он прячется от злобных преследований, где в него никто не бросает камни, где все хранит завет предвечного, который в миру был растоптан и забыт. Интересен образ старца у Лермонтова. Согласно концепции мифологического сознания, Юнга, старец – это традиционный архетип, означающий мудрость и неземное познание. Мы видим, что даже старец не принимает пророка, он прогоняет его «с улыбкой самолюбивой», что говорит о полном духовном и нравственном обнищании людей, их глухоте и презрении к голосу свыше.

Финал у Лермонтова трагичен. Поэт – пророк вынужден остаться один, не найдя ответа на свои порывы. Дар предвиденья стал его трагедией. Возникает вопрос: если нет места гласу Божьему, то есть ли место самому Богу в наших душах? Согласно мировоззрению Лермонтова, ответ на этот вопрос неутешителен. У Пушкина же поэт стоит выше общества, и он вправе указывать на все его пороки.

Таким образом, можно сделать вывод: задача поэта для Пушкина и Лермонтова едина – нести добро людям и исцелять их словом, данным свыше. Для Пушкина поэт – это владелец веков, ему доступно все понять и увидеть, а, по мнению Лермонтова, в этом мире места поэту, к сожалению,просто нет.